Организация профессионального тьюторинга в ДОУ
Организация профессионального тьюторинга в ДОУ
Organization of professional tjutoring in kindergarten
Автор: Бякова Лариса Ивановна
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 103», г. Пермь
E-mail: detsad103@mail.ru
Byakova Larisa Ivanovna
Head Kindergarten № 103, Perm
E-mail: detsad103@mail.ru
Аннотация: Профессиональный тьюторинг позволит сделать процесс профессионального развития педагогов индивидуальным и дифференцированным, позволяющим гибко реагировать на профессионально личностные запросы и потребности каждого педагога, устраняющим причины их профессиональной неудовлетворенности, формирующим позитивные профессиональные установки, актуализирующим личностный потенциал развития.
Abstract: the Professional tjutoring will make the process of professional development of teachers ' individual and differentiated, allowing flexibility to respond to professional personal requests and needs of each teacher, eliminates the reasons for their professional dissatisfaction shaping positive professional installation, aktualizirujushhim personal development potential.
Ключевые слова: тьюторинг, тьютор, тьюторское сопровождение.
Keywords: tjutoring, tutor, tjutor escorts.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование
Далеко не все педагоги (и уж тем более обыватели!) знают, кто такой тьютор, чем он занимается и чем может быть полезен в сфере дошкольного образования. А ведь тьюторство – важнейший элемент индивидуализации. Того самого явления, которое способствует «превращению» педагогов в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свой рост профессионалов. Тьюторство занимается этими процессами профессионально, представляя собой ресурсную и эффективную практику.
Когда в дошкольном учреждении создана богатая среда, в которой есть место для выбора и самоопределения, тьютор становится для педагога наставником, формирующим ориентационное поле развития. Этот специалист опирается на внутренний потенциал субъекта и оставляет за ним право совершать выбор, неся за него ответственность.
Именно тьютор (наставник) запускает «пусковой механизм» совершенствования педагога, обеспечивая его сопровождение, помогая освоить ресурсы социальной среды для образовательного, профессионального и личностного развития.
Суть тьюторского сопровождения мы увидели в организации работы на материале реальной жизни педагога-тьюторанта, расширении его собственных возможностей, подключении субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.
Определились с возможностью принятия роли педагога с тьюторской компетенцией, педагога с тьюторской позицией, задача которых не просто ввести в процесс новые организационные формы, технологии и методы работы с педагогическими кадрами, но и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы педагогу становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность, а так же проявивших желание поделиться находками и новшествами инновационной деятельности (опытом реализации практики современных образовательных технологий).
В основе тьюторского сопровождения - содействие развитию профессиональной компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими целями обновления дошкольного образования.
Увидели и трудности в недостаточном владении технологией тьюторского сопровождения: ограничены временные ресурсы при совмещении должностей; отсутствие информации об опыте тьюторских практик в дошкольном образовании; не все педагоги готовы определиться с запросом и определить образовательный маршрут.
Ориентируемся на основные взаимосвязанные этапы тьюторского сопровождения (Т.М. Ковалева) (в целом деятельности тьютора и тьюторанта)
Диагностико-мотивационный
Проектировочный
Реализационный
Аналитический
I этап – диагностико-мотивационный и 2 этап - проектирововчный
Обозначены тьюторские центры ДОУ; определены направления их деятельности, которые заключались в составляющих профессиональных компетенций педагогов ДОУ; подобраны психолого-педагогического инструментария по выявлению дефицитов в компетенциях работников дошкольного образования. В результате деятельности тьюторских центров была разработана матрица выявления дефицитов в педагогических действиях педагогов ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В учреждении былa определена цель развития в новых условиях:
Создание в ДОУ комплексной системы педагогической работы, совмещающей профессиональную деятельность педагогов с тьюторской позицией, с процессами её нормативного оформления, анализом и планированием образовательных результатов тьюторского сопровождения.
Задачи:
- выявлять дефицит сформированности профессиональных компетенций;
- разработать модель развития профессиональных компетенций;
- разработать содержание основных форм тьюторского сопровождения, выявление их эффективности;
- использовать диагностический инструментарий комплексной диагностики по изучению профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов;
-определить мотивы профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
В результате:
Определили структуру команды педагогов с тьюторской позицией. Считаем, что педагогом с тьюторской позицией может стать тот, кто не просто готов поддерживать коллег в разрешении интересующих их вопросов, но и вместе с ними включаться в поиск ответов, он должен иметь собственный опыт самообразования, на основе проявления познавательных инициатив и интересов, формировать мотивацию педагогов на повышение своего профессионализма, самосовершенствования (самопознание своей успешности и своего проблемного поля).
Определены дефициты в профессиональных компетенциях.
Определены мотивы профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
Проанализированы возможности методического и психологического сопровождения.
Для себя определили, что тьюторское сопровождение – это движение педагога с тьюторской позицией вместе и рядом с тем педагогом, который разрабатывает и реализует свой индивидуальный образовательный маршрут; оказание помощи и поддержке в навигации, поиске ресурсов, где каждый педагог как субъект своего развития – основной участник практики индивидуализации и тьюторского сопровождения.
Маршрут связан с индивидуализацией в образовательной среде и обеспечивает: время, место и средства.
Самопознание (диагностико-мотивационные мероприятия)
Самоопределение (построение ИОМ)
Самообразование (осуществление ИОМ)
Самореализация (демонстрация опыта, достижений)
С введением диагностического этапа, мы четко осознали, что для обеспечения качества дошкольного образования каждый педагог должен быстро адаптироваться к новым условиям, владеть и осваивать новые компетенции, обладать умениями проектировать и совершенствовать собственную профессиональную практику.
Поэтому определили цель 3 реализационного этапа, которая связана с целью тьюторского сопровождения:
Создание образовательной среды, оптимальных условий для развития личности и профессионализма каждого педагога на основе индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.
На этом этапе опирались на методологические и теоретические материалы тьюторства, а так же на методические и психологические ресурсы:
Основа модели тьюторского сопровождения — актуализация образовательного пространства для педагога, при этом целевые установки развития задает субъект образования, т. е. сам педагог. Образовательное пространство, образовательная среда должна быть реальная, актуальная, современная.
Технологические этапы тьюторского сопровождения:
Создание избыточной образовательной среды (выбор времени, места, материала, темпа деятельности, способов деятельности + фиксация проявлений активности, интереса инициативности)
Навигация (определение маршрута движения, раскрутка ресурсов)
Масштабирование (развитие, продвижение, качественные изменения, обсуждение следующего шага)
В учреждении стало возможным использование потенциала тьюторского сопровождения как практики. На сегодняшний день в такой практике мы можем активно включать педагогов в инновационную деятельность, создавая условия для профессионального развития, учитывая их интересы, запросы и потребности.
Этому способствуют имеющиеся вариативные ресурсы: культурно-предметные, социальные, антропологические (личные собственные) ресурсы.
Определили ресурсы :
Антропологические (ориентация на свои собственные личные ресурсы: потребности, интересы и ценности, умения и качества, личный опыт, нахождение нового знания в себе самом) антропологический – опыт бытия человека.
Культурно-предметные (консультации в области педагогики, психологии, методических подходов; тематические события и мероприятия годового плана и др.).
Социальные (образовательные возможности в условиях города, области, страны, интернет ресурсы: спецкурсы, семинары, вебинары, конференции и т.д. – это расширение личной «образовательной географии»).
В работу с педагогами включили разные формы взаимодействия (культурно-предметные ресурсы), которые интересны и эффективны:
Основные формы тьюторского сопровождения:
тренинги;
индивидуальная тьюторская консультация (беседа);
тьюториал - тьюторский семинар;
тьюторская проба (организации ситуации, где будет возможность попробовать себя, продемонстрировать свои умения, возможности);
образовательные события (направлены на развитие мотивации, активное проживание событий своего маршрута – творческие мероприятия, спортивные события, мероприятия годового плана – педсоветы, мастер-классы, конкурсы и др.);
Групповой тьюториал представляется нам как интересное активное групповое обучение, общение, направленное на развитие коммуникативных, рефлексивных умений. Целью может быть разнообразие процессов обучения педагогов, активизация их творческого потенциала, побуждение к применению своих умений на практике.
Используются интерактивные методы:
Деловые, ролевые игры; дискуссии; тренинги; метод «Мозгового штурма»; моделирование ситуаций; приемы социоигровой технологии: игры разминки, выполнение заданий в компаниях, презентация продуктов; решение педагогических задач; рефлексивные задания и др.
Таким образом: педагоги, включаясь в разные виды деятельности, проживая образовательные события, проявляют себя, видят проблемы собственной практики, осознают необходимость изменения своей деятельности, с помощью анализа и рефлексии. А так же чувствуют поддержку и стали успешны в публичных выступлениях, конкурсах.
Так же для организации ежедневной стабильной связи, организации общения, обмена информацией используем как часть образовательной среды - современный ресурс виртуального кабинета в виде электронной почты, ресурсы методического кабинета, что обеспечивает открытость и информативность для каждого педагога.
Двигаться в заданном направлении помогают принципы тьюторского сопровождения как мостики, соединяющие всех участников:
открытость (внешняя и внутренняя позволяет педагогу быть открытым для взаимодействия, для самоопределения, осуществлять выбор деятельности, средств, партнёров);
непрерывность – все образовательные события способствуют своевременному содействию и непрерывному образованию, поддержке интереса;
индивидуализация организуем деятельность с учетом личностных запросов и интересов педагога;
Инструменты тьюторского сопровождения.
Для движения педагогам были предложены индивидуальные образовательные маршруты. Индивидуальные образовательные маршруты позволили определить остановки, наметить образовательные события, увидеть путь образовательного движения.
Навигаторы возможностей позволяют осознано продвигаться по маршруту самоопределения и саморазвития, стремиться к самореализации. Каждый педагог имеет возможность выбрать свой путь.
Первые образовательные эффекты тьюторского сопровождения.
Используя все найденные ресурсы к настоящему времени, достигли первых важных результатов:
Педагоги сегодня понимают, что раньше ими управляли, но пришло время, когда они сами несут ответственность за повышение своего профессионального мастерства.
Из 52 педагогов – 100 %, это педагоги с активной позицией самообразования, саморазвития, 16 из них осваивают тьюторские функции, это говорит об осознанности и желании развиваться, идти вперед в ногу со временем, даже немного забегая вперед, увидеть перспективу.
Улучшился психологический климат в коллективе.
Наши педагоги проявляют самостоятельность:
в выборе пути самообразования,
в выборе технологий, методов, средств,
в подготовке к аттестации,
в участии в событиях и мероприятиях на всех уровнях (в т.ч. конкурсах, вебинарах, семинарах и др.),
в выборе взаимодействия с социальными партнерами и др.
Растет самооценка, поскольку сравнивают себя с другими, стремятся к уважению, самоуважению, меняется позиция: не могу, не хочу на позицию хочу, знаю, умею, могу! А демонстрация своего опыта позволяет осознать его ценность, значимость профессиональных компетенций. Работают переговорные площадки, где происходит командное обсуждение, принятие общих решений, это почувствовать важность своего участия, сопричастность к событиям.
Центр тяжести перемещается с административного на коллективные формы контроля и самоконтроль.
Таким образом, реализация практики продолжается, создание условий для профессионального развития коллектива педагогов способствует стабильному продвижению по лесенке профессионального успеха.
Список литературы:
1. Ковалёва Т. М. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора : материалы всерос. науч.-метод. сем. «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика». М. : АПК и ППРО, 2009.
2. Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий: теория и практика. Екатеринбург : СВ-96, 2011.
3. Моисеева М. В., Чернявская А.Г., Вербицкий А.А., Гаврилова Е.Л. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. Спец. уч. курс. 2-е изд. Дрофа, 2006. (Сер. «Информационные технологии в образовании»).