Использование игровых методов при коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОВЗ

Дата публикации: 2018-11-21 06:03:31
Статью разместил(а):
Лемешко Елена Николаевна

Использование игровых методов при коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОВЗ

The use of gaming methods in the correction of sound pronunciation in preschool children with disabilities

 

Автор: Лемешко Елена Николаевна

Учитель-логопед МБДОУ "Д/с № 22 "Росинка", Ялта, Республика Крым, Россия

E-mail: helen-deus@mail.ru

Lemeshko Elena Nikolaevna

Teacher speech therapist Kindergarten № 22 "Rosinka", Yalta, Republic of Crimea, Russia 

E-mail: helen-deus@mail.ru 

Аннотация: В данной статье подробно рассмотрен вопрос формирования произносительной стороны речи у дошкольников с ОВЗ, а именно с общим недоразвитием речи. При работе над произносительной стороной речи дошкольников у логопеда часто возникают трудности, связанные с необходимостью многократного повторения упражнений с речевым материалом. Такая работа часто утомляет ребенка, делает процесс коррекции неинтересным и немотивированным для дошкольника. Поэтому необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции данного речевого нарушения. Статья раскрывает процесс коррекционной работы, который осуществляется поэтапно с использованием игровых методов обучения, что учитывает ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Abstract: This article discusses in detail the formation of the pronunciation side of speech in preschool children with disabilities, namely, with a general underdevelopment of speech. When working on the pronunciation side of preschoolers speech, a speech therapist often has difficulty associated with the need to repeat the exercises with speech material many times. Such work often tires a child, makes the correction process uninteresting and unmotivated for a preschooler. Therefore, a search is needed for the most effective ways to correct this speech impairment. The article reveals the process of remedial work, which is carried out in stages with the use of game-based teaching methods, which takes into account the leading activity of children of preschool age.

Ключевые слова: коррекция, звукопроизношение, игровые методы, ОВЗ, ОНР.

Keywords: correction, sound pronunciation, game methods.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам. В то же время для эффективной и прочной коррекции дефектов произношения необходимо учитывать и специальные принципы:

— этиопатогенетический (т.е. учет этиологии и механизма нарушения речепроизводства);

— комплексность воздействия на все компоненты речевой системы;

— дифференцированный подход при коррекции различных видов дислалий.

Прежде чем осуществить коррекционную работу необходимо согласно методике Обследование состояния звукопроизношения:

1) обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата;

2) обследование звукопроизношения;

3) обследование фонематического слуха.

Анализ всех полученных данных позволит определить характер и причину и обозначить направление исправления дефектов звукопроизношения.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера.

Основной целью логопедического воздействия при коррекции звукопроизношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь:

-        узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. отличать один звук от другого по акустическим признакам);

-        отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

-        принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;

-        варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;

-        безошибочно использовать звук во всех видах речи.

Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком, интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка, сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия.

Этапы логопедического воздействия.

1. Подготовительный этап. Основная цель его — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач.

Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: логопед должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми. От логопеда требуется особая тактичность, доброжелательность; общение с ребенком должно осуществляться без официальности и излишней строгости.

Важной является задача формирования производных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научиться выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение.

В задачи подготовительного этапа входит развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций, операций сравнения и вывода.

К специальным логопедическим задачам относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.

Эти задачи могут решаться параллельно или последовательно. В тех случаях, когда нет нарушений в восприятии, они решаются параллельно. Формирование рецептивных умений может быть сведено к развитию осознанного звукового анализа и контролю за собственным произношением. При акустико-фонематической форме нарушения звукопроизношения главная задача заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к формированию правильного произношения звуков. Чтобы работа над правильным произношением звука принесла успех, ребенок должен уметь его слышать, так как регулятором нормированного употребления является слух.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других — в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих — ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

При этом нужно учитывать следующие положения.

• Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладевает.

• Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки — фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными единицами и проводить наблюдения за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении.

• Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.

• Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ребенка максимально ограничивать или исключить собственное его проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.

• Проговаривания ребенка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.

Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений, дидактические требования и методические рекомендации, пособия по исправлению произношения.

При работе по формированию правильного произношения необходимо избегать упоминаний о том звуке, над которым ведется работа.

В ряде случаев, прислушиваясь к производимому шуму, ребенок отождествляет его с нормированным звуком и даже пытается самостоятельно включить в речь. Поскольку это не всегда приводит к положительным результатам, логопеду следует в таких случаях отвлечь внимание от звука, переключив на другой объект.

2. Формирование первичных произносительных умений и навыков.

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировались у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать).

Необходимость решения указанных задач в процессе логопедической работы вытекает из закономерностей онтогенетического овладения произносительной стороной речи.

Постановка звука достигается применением технических приемов, подробно описанных в специальной литературе.

При постановке звука в качестве его исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, так как слог — это естественная для звука форма его реализации в речи. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу нередко оказывается затрудненным.

По мере того как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь, или автоматизации.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то нет необходимости в последующей работе над ними. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками, т. е. дифференциации.

Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его — сформировать у ребенка умения и навыка безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко применяются тексты, а не отдельные слова, используются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать ими.

Таким образом, содержанием логопедической работы по устранению недостатков звукопроизношения у дошкольников с ОВЗ является:

• педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера.

• основной целью логопедического воздействия при коррекции звукопроизношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

• осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

• принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;

• безошибочно использовать звук во всех видах речи.

 

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.

На данный момент в продаже существует огромное количество всевозможных готовых игр и упражнений, адресованных логопедам-практикам.

Тем не менее, учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста. Многие из известных игр можно применить лишь на одном из этапов коррекционной работы (как правило, это этап автоматизации звука в слогах, фразах, связной речи), при этом ход или правила игры изменяются в зависимости от целей, которые преследует педагог. Что касается других этапов работы по формированию правильного звукопроизношения (подготовительного, этапа постановки звука) то здесь игр, предлагаемых в литературе явно недостаточно, педагогу зачастую приходится придумывать их самостоятельно.

Часто при использовании фабричных игр приходится констатировать тот факт, что зачастую они содержат значительное количество ошибок или не отвечают гигиеническим требованиям, поэтому педагоги самостоятельно изготавливают дидактические игры, отдавая предпочтение многофункциональным, как правило, не имея  достаточных материальных и технических средств для воплощения своих идей.

Описание использованных автором игровых приемов на подгрупповых и индивидуальных занятиях наверняка окажется полезным не только молодым учителям-логопедам, но и всем педагогам, желающим, чтобы их занятия были интересны детям и способствовали максимально быстрому устранению дефектов звукопроизношения.

Учитель-логопед дошкольного учреждения  в течение года проводит большое количество индивидуальных занятий с детьми, находящихся на разных этапах коррекционной работы, страдающих различными нарушениями речи (ФНР, ФФН на фоне простой и сложной дислалии, стертой дизартрии).  Педагоги постоянно изучают методическую литературу, а также используют другие источники информации в поисках не только интересных, но и эффективных приемов работы.

Изучив имеющиеся рекомендации логопедов-практиков, всевозможные тетради по автоматизации звуков на печатной основе, логопедические игры, предлагаемые разными издательствами, сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме или с использованием различных игровых приемов позволит активизировать учебный процесс, будет способствовать более эффективному процессу коррекции звукопроизносительной стороны речи на всех этапах работы.

Игры для работы не столько приобретались, сколько специально изготавливались на основе имеющихся печатных изданий. Это связано с тем, что выбор настольно-печатных речевых игр, как правило, ограничивается логопедическим лото, либо речевой материал подобран таким образом, что не соответствует ряду программных, эстетических и гигиенических требований. Многие из изготовленных игр являются известными, но их особенность заключается в том, что материал подобран с учетом речевых возможностей детей, либо используется нетрадиционный вариант игры. Вот несколько примеров.

1. Игра «Кто в домике живет?»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры. Логопед кладет перед ребенком три «домика» - картонные полоски с открывающимися окошками. Затем предлагает ребенку узнать, кто живет в домике и открыть окошко. Открывая окошко, ребенок видит картинку-символ для артикуляционных упражнений и выполняет их.

2. Игра «Найди пару»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры. Логопед подбирает парные картинки со словами паронимами (вагон – батон, корона – ворона и др.) Перед игрой каждый ребенок получает по карточке. Дети стоят в круге. Один из играющих произносит свое слово и ждет, пока другой ребенок назовет свою картинку, но так, чтобы они оказались похожими по звучанию. Дети, у которых оказались картинки с похожими словами встают рядом и берутся за руки. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не найдет свою пару.

3. Игра «Самолет».

Цель: автоматизация изолированного звука [с].

Ход игры. Для игры логопед изготавливает специальное игровое поле (обычно делаю это в индивидуальной тетради), в нижней части которого расположен кармашек в виде облака, в кармашек вкладывается плоскостной самолетик. Выше кармашка по всей поверхности листа в хаотичном порядке нарисованы  5-6 облаков, соединенных линиями – «дорожками». Ребенок ведет пальчиком самолет по дорожкам от одного облака к другому, произнося при этом изолированный звук [с] - воздух свистит вокруг самолета.

Эту же игру использую на этапе включения поставленного звука в состав слога. Для этого на облаках пишутся гласные буквы: А, Ы, У, О. Ребенок, двигая самолетик по дорожкам, длительно произносит звук [с] а затем соединяет его с гласным, образуя слог с-с-с-са, с-с-с-сы, с-с-с-с-у.  

4. Игра «Пароход гудит».

Цель: автоматизация изолированного звука [л].

Ход игры. Для игры логопед изготавливает специальное игровое поле (обычно делаю это в индивидуальной тетради), в нижней части которого расположен кармашек в виде участка моря, в кармашек вкладывается плоскостной кораблик. Выше кармашка по всей поверхности листа в хаотичном порядке нарисованы  5-6 островов с пальмами, соединенных линиями – «волнами». Ребенок ведет пальчиком пароход по волнам от одного острова к другому, произнося при этом изолированный звук [л] - пароход гудит.

Эту же игру использую на этапе включения поставленного звука в состав слога. Для этого на островах пишутся гласные буквы: А, Ы, У, О. Ребенок, двигая пароход по дорожкам, длительно произносит звук [л], а затем соединяет его с гласным, образуя слог л-л-л-ла, л-л-л-лы, л-л-л-ло.

5. Игра «Разноцветные дорожки».

Цель. Автоматизация изолированного звука [ж].

Ход игры. Логопед кладет перед ребенком карту с изображением различных дорожек, в начале которых нарисованы жуки. Затем ребенку предлагается помочь жучкам пробежать по дорожкам, каждый жучок бежит по дорожке и жужжит: «ж-ж-ж-ж».

Сначала ребенок ведет по дорожке пальчиком. На следующих занятиях можно предложить использовать объёмного жучка (пластмассового, резинового) или мелкую игрушку от киндер-сюрприза.   

6. Игра «Ступеньки».

Цель. Автоматизация поставленных звуков в прямых слогах и словах с ними.

Ход игры. Перед ребенком кладется игровое поле с изображением ступенек, на верху которых стоят разнообразные предметы, имеющие в своем названии автоматизируемый звук. Логопед предлагает ребенку пойти за указанным предметом по ступенькам, на каждой ступеньке нужно произносить определенный слог. Например: «Идем за лампой. Ла – ла – ла – лампа».

Для игры так же можно использовать различные мелкие игрушки из киндер-сюрпириза.

7. Игра «Лабиринты».

Цель. Автоматизация звуков в словах и предложениях.

Ход игры. Для игры используются лабиринты, предложенные Л.А. Комаровой в серии «Альбом дошкольника» по автоматизации всех групп звуков. Лабиринты были дополнительно обработаны для удобства использования: распечатаны на отдельных листах формата А-4 и заламинированы. В работе используются мелкие объёмные (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируемый звук.  Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр:

1.         Лабиринт. «Назови правильно». Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные в лабиринте картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

2.         Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, «Шапка — направо, шахта — направо, шайба — вниз...».

3.         Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звёздочкой, — через одну.

4.         Лабиринт. «Наоборот». Сначала ребёнок проговаривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.

Данные игры использовались не только на индивидуальных занятиях, но и, при соответствующей обработке, для работы в индивидуальных тетрадях для закрепления дома.

8. Игра «Чистоговорки».

Цель. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях.

Ход игры. Для игры использовался альбом, изготовленный по материалам приложения к журналу «Логопед» «Конфетка. Чистоговорки в картинках». Для работы используются все те же мелкие объемные игрушки от киндер-сюрприза. Возможны такие варианты работы с альбомом:

1.         Педагог произносит три раза слог и чистоговорку, ребенок повторяет.

2.         Педагог произносит один раз слог, ставя на соответствующий квадрат игрушку, а ребенок повторяет его три раза и произносит чистоговорку с опорой на картинку. При этом, если он произнес ее правильно, можно положить на картинку красный кружочек, а если с ошибкой – синий.

3.         Ребенок самостоятельно произносит чистоговорки по порядку, передвигая по ним игрушку.

4.         Ребенок произносит ту чистоговорку, на которую педагог поставит игрушку: «Собачка будет учить эту чистоговорку». Если нужно повторить этот материал еще раз, снимая игрушки по одной, «проверяем», как они выучили чистоговорки.

5.         Педагог показывает ребенку лист с чистоговорками, просит отвернуться и произнести из все по памяти. А педагог или другой ребенок ставят фишки на произнесенные.

6.         Соревнования между двумя детьми по предыдущему заданию, у каждого ребенка должен быть свой лист с чистоговорками.

9. Игра «Зажги звезду».

Цель. Автоматизация звуков в словах.

Ход игры. Эту игры целесообразно использовать в период новогодних праздников. Логопед предлагает ребенку украсить к празднику елку и зажечь на ее верхушке звезду. Все фонарики на гирлянде закрыты зелеными кружками – елка не украшена. Чтобы на елке появилась яркая гирлянда, нужно открывать поочередно каждый фонарик гирлянды и назвать правильно картинку на обратной стороне зеленого кружка. Если все слова названы ребенком правильно, на елке загорается гирлянда, а на ее верхушке – загорается звезда.    

10. Игра «На горке».

Цель. Автоматизация правильного произношения звука [л] в словах, предложениях. Игровая задача: кто быстрее  доберется  до финиша.

Ход игры. В игре участвуют 2 игрока.

Для игры используется игровое поле, 2 фишки или фигурки персонажей, игровой кубик. Автоматизация в словах: игрок бросает кубик и, в соответствии с выпавшим количеством  точек, передвигает свою фишку по картинкам, называя их, четко произнося звук [л]. (Если на кубике выпало 3 точки, то ребенок называет последовательно три картинки: лампа, желудь, облако и т. д.). Попав на картинку, от которой идет стрелка, игрок передвигает свою фишку на картинку, указанную стрелкой и называет её.

Встав на красный кружок, ребенок определяет место звука [л] в слове. Передвинув фишку на синий кружок, игрок закрывает глаза и называет 3 слова со звуком [л].

Автоматизация в предложениях: Можно не просто называть картинки, а составлять с ними предложения, например, «Алла включила   лампу».

Картинки: лампа, желуди, облако, копилка, планеты, балкон, дятел, флакон, метла, яблоко, золото, хлопушка, ладонь, колодец, масло, велосипед, пенал, половник, котел, стул, осел, пугало, баклажан.

Описанные игры могут оказать большую помощь при обследовании детей, которые с трудом идут на контакт.

Все игры, о которых говорилось выше, а также многие другие используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях в зависимости от поставленной цели. Для каждого занятия игры подбираются таким образом, чтобы они подчинялись либо одной лексической теме, либо общему сюжету. Это придает занятию целостность, завершенность, а также способствует активизации словарного запаса и делает занятие еще более интересным. Объединить несколько игр в один сюжет возможно в том случае, если картинный материал подобран по разным лексическим темам и на разные группы звуков. Систематизация материала по этому принципу является основной при определении перспектив в развитии и обобщении опыта по данной теме.

 

Список литературы:

1. Гальская, Н.В. Автоматизация звуков в играх. Звоночек / Гальская, Н.В. – Минск: Аверсэв, 2001. – 158с.

2. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Комарова, Л.А. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.

4. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Комарова, Л.А. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 35 с.

5. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произношения / Косинова, Е.М. – М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. – 120 с.

 6. Сахарова, И.И. Чистоговорки в картинках: Приложение к журналу Логопед / Сахарова, И.И. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008. – 35с.