Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология

Дата публикации: 2018-11-22 19:20:31
Статью разместил(а):
Титова Светлана Александровна

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология

Museum pedagogy as an innovative pedagogical technology in preschool educational organization

 

Автор: Титова Светлана Александровна

старший воспитатель МДОУ "Старомайнский детский сад № 5", р.п. Старая Майна, Ульяновская область, Россия

E-mail:lana.titova.1966@mail.ru

Titova Svetlana Alexandrovna

senior tutor Staromaiski of MDOU DETSKIJJ sad № 5, Staraya Mayna, Ulyanovsk oblast, Russia

E-mail:lana.titova.1966@mail.ru

 

Аннотация: Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Abstract: The Museum is a special, special organized space of DOE, contributing to the expansion of the horizons of both the child and the adult, increase of education, upbringing, introduction to eternal values. 

Ключевые слова: музей, инновация, принципы.

Keywords: museum, innovation, principles.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

1. Организация мини-музея в детском саду.

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

- родительские собрания;

- консультации

- индивидуальная работа.

 2 этап. Выбор помещения. 

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением  детей и их родителей.

2. Принципы создания мини-музея.

·        Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

·        Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).

·        Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

·        Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

·        Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

·        Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение  ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

·        Принцип динамичности и вариативности –экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

·        Принцип разнообразия – наполнение мини-музея  экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

·        Принцип регионального  компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

3. Оформление мини-музеев.

Наиболее опти