Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО

Дата публикации: 2018-11-29 21:04:25
Статью разместил(а):
Макурина Елена Валерьевна

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО

The interaction of a speech therapist and teacher in the conditions of the implementation of the Federal State Educational Standard for Pre-School Education

 

Автор: Макурина Елена Валерьевна

Учитель-логопед МАДОУ ДС № 39, г. Челябинск, Россия

e-mail : Elena.www74@mail.ru

Makurina Elena Valeryevna

Teacher speech therapist, educational establishment Kindergarten № 39, Chelyabinsk city, Russia 

e-mail : Elena.www74@mail.ru

 

Аннотация: В данной  статье рассмотрены  принципы взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей коррекционной группы детского сада. Приведены характерные способы коррекционно-образовательного процесса. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования методов игровой, трудовой и  учебной деятельности.  На основе проведенного исследования автором выделяется необходимость совместной работы в условиях ФГОС ДО.

Abstract: this article describes the principles of interaction between teachers-speech therapy and remedial educators group kindergarten. Are the characteristic ways of correction of the educational process. Identified and the necessity of joint use of gaming, labour and training activities. On the basis of the research the author stands out the need to work together in the context of GEF to.

 

Ключевые слова: Учитель - логопед, воспитатель, ФГОС ДО.

Keywords: Teacher speech therapist, kindergarten teacher,  Federal State Educational Standard for Pre-School Education

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя возможна при:

  • условии совместного планирования работы
  • правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно- образовательного процесса
  • осуществлении преемственности в работе
  • соблюдении единства требований, предъявляемых детям

Учитель-логопед:

  • Является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы, проводит обследование детей группы, составляет совместно с воспитателями интегративный календарно- тематический план и индивидуальные планы работы с каждым ребенком
  • Осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию нарушенных звуков
  • Способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему успешному обучению в школе.

Воспитатель:

  • Закрепляет приобретенные знания
  • Отрабатывает умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность) в содержание НОД (рисование, лепка и др.) через наблюдения, экскурсии, режимные моменты
  • Помогает ребенку адаптироваться в коллективе.

Планирование работы учителя-логопеда и воспитателя:

  • Диагностическое обследование детей (на начало, конец года). С последующим обсуждением и разработкой календарно- тематического плана коррекционной работы с детьми по периодам обучения. Это позволяет обеспечить системность в работе и прогнозировать результаты.
  • В основу планирования положен тематический принцип: все виды деятельности детей (коррекционная, образовательная, игровая, изобразительная, конструктивная и др.) взаимосвязаны, систематизированы в рамках лексических тем, над которыми работают в течение 1 недели.
  • В индивидуальных маршрутах отражаются трудности в усвоении программного материала и планируется коррекционная деятельность в индивидуальной работе либо в минигруппах.

Виды НОД в группе для детей с ТНР

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе обуславливают необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены для нормально развивающихся детей. Поэтому в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)  предусмотрены следующие виды НОД:

  • Коррекционно-развивающие;
  • Образовательные;

Учитель-логопед  проводит следующие виды непрерывной образовательной деятельности:

  • Речевое развитие (формирование звуковой стороны речи (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные)
  • Речевое развитие (формирование лексико-грамматических категорий и связной речи ) (фронтальные)
  • Речевое развитие (формирование элементарных навыков письма и чтения) (фронтальные).

Воспитатель проводит следующие виды НОД:

  • Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Рисование
  • Лепка
  • Аппликация
  • Конструирование

Построение коррекционной деятельности  воспитателя опирается на требования:

  • Соответствие содержания тематике и этапу коррекционного обучения.
  • Четкость, краткость, доступность инструкций, пояснений и вопросов.
  • Оптимальная умственная и речевая нагрузка.
  • Наличие разнообразных видов работ, их взаимосвязь, подчинение коррекционным задачам .
  • Обеспечение коррекционного процесса наглядным материалом, его правильный подбор

Для проведения НОД группа делится  на две подгруппы:

  • I подгруппа занимается с учителем –логопедом в логопедическом кабинете,
  • II подгруппа в то же время с воспитателем в групповой, после чего подгруппы меняются местами.

Деление на подгруппы осуществляется по результатам комплексного обследования поступивших в группу детей. (На протяжении учебного года допускается перевод детей из одной подгруппы в другую).

Содержание коррекционной деятельности воспитателя по заданию учителя-логопеда

  • Проводится в утренние часы до завтрака (индивидуальные).
  • Во второй половине дня после дневного сна (групповое и подгрупповое)
  • После ужина, на прогулке воспитатель может позаниматься с некоторыми детьми индивидуально.

Воспитатель:

  • Закрепляет правильное произношение поставленных логопедом звуков.
  • Повторяет с детьми стихи и рассказы.
  • Работает над мелкие и артикуляционные моторики.
  • Проводит упражнения на развитие памяти, мышления, внимания.
  • Развивает фонематическое восприятие и навыки звукового анализа, синтеза.
  • Закрепляет пройденный речевой материал.

Индивидуальная работа воспитателя по заданию учителя–логопеда:

  • Воспитатель работает индивидуально с теми детьми, фамилии которых указал учитель –логопед в специальном «Журнале взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя».
  • Задание для индивидуальной работы фиксирует учитель-логопед. (Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно разъяснены воспитателю учителем-логопедом)
  • В «журнале взаимосвязи …» обязательно следует отвести графу, в которой воспитатель осуществляет обратную связь с учителем-логопедом, фиксирует, как дети справились с заданием.
  • Весь речевой материал воспитатель проговаривает громко, четко, медленно и добивается того же от ребенка.
  • Воспитатель исправляет фонетические или грамматические ошибки в речи ребенка.
  • Очень важно, чтобы воспитатель знал, над какими звуками работает учитель-логопед с каждым из детей группы, какие звуки уже поставлены и вводятся в речь, коррекция каких звуков находится лишь на стадии подготовки. Для отражения состояния звукопроизношения детей группы существует «Экран звукопроизношения», который размещается на столе воспитателя и должен быть всегда доступен.
  • Учитель–логопед регулярно заполняет «Экран звукопроизношения» и вносит в него изменения по мере постановки, автоматизации и дифференциации звуков, отражая динамику речевого развития каждого ребенка.
  • Воспитатель контролирует речь детей в повседневной жизни.

Одним из условий развития ребенка с речевыми нарушениями является реализация в коррекционно-развивающей работе принципа комплексности педагогического воздействия. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление у детей нарушений речевого развития. 

 

Список литературы:

1. Пятница Т.В., Солодухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда. Часть 1. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2009.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN