Апробация показателей «Природа/наука»,"Песок/вода" в ДОУ в соответствии c индикаторами шкалы ECERS-R

Дата публикации: 2018-11-30 21:28:03
Статью разместил(а):
Тумакова Любовь Александровна

Апробация показателей "природа/наука","песок/вода" в ДОУ в соответствии c индикаторами шкалы ECERS-R

Testing of indicators of "nature/science", "sand/water" in kindergarten in accordance with the indicators of the scale of ECERS-R

 

Авторы:

Тумакова Любовь Александровна

Заведующая МКДОУ "Детский сад № 8 "Сказка", с. Подозерский, Комсомольский район, Ивановская область

E-mail: dsskazka8@mail.ru

Tumakova Lyubov Aleksandrovna

Kindergarten № 8 "Skazka", Podozersky, Komsomolsky district, Ivanovo region.

E-mail: dsskazka8@mail.ru

Маранова Нина Валерьевна

Воспитатель МКДОУ "Детский сад № 8 "Сказка", с. Подозерский, Комсомольский район, Ивановская область

E-mail: dsskazka8@mail.ru

Maranova Nina Valerievna

Kindergarten № 8 "Skazka", Podozersky, Komsomolsky district, Ivanovo region.

E-mail: dsskazka8@mail.ru

 

Аннотация: В течение нескольких последних лет тема оценки качества образования уверенно лидирует в международном обсуждении проблем образования детей дошкольного возраста. В этой статье мы рассмотрим опыт применения шкал ECERSR, как одного из самых эффективных инструментов, позволяющих комплексно оценить качество образования в дошкольной образовательной организации. Мы постараемся довести до вас результаты наших наблюдений, увидим, на какие оценки мы вышли по методике оценивания ECERS-R и какие задачи коллектив ставить перед собой для улучшения качества образования в учреждение.

Abstract: Over the past few years, the topic of assessing the quality of education has been confidently leading the international discussion of the problems of education for children of preschool age. In this article, we will look at the experience of using the ECERS –R scales, as one of the most effective tools for comprehensively assessing the quality of education in a pre-school educational organization. We will try to bring to you the results of our observations, we will see what assessments we went out using the ECERS-R assessment method and what tasks the team set for ourselves to improve the quality of education in the institution.

 

Ключевые слова: качество дошкольного образования, «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS-R), показатели «Природа/наука», «Песок/вода».

Keywords: quality of pre-school education, “Scales for a comprehensive assessment of the quality of education in pre-school educational organizations” (ECERS-R), indicators “Nature / science”, “Sand / water”

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Одним из приоритетных направлений работы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 8 «Сказка» является развитие инновационной деятельности ДОУ средствами экологического воспитания. 

В соответствии с решением экспертного совета ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области» от сентября 2017 года нашему учреждению присвоен статус «Региональная инновационная площадка» по теме «Экологическое воспитание дошкольников в условиях сельского социума». Научно- методическое сопровождение деятельности РИП обеспечивает ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области». Цель нашей РИП: повышение качества дошкольного образования через апробацию в ДОО показателя «Природа/наука» и показателя «Песок/вода» шкалы ECERSR.

В этой связи в ДОУ началась реализация проектов, затрагивающих разные направления деятельности в рамках РИП в соответствии с техническим заданием.

В начале нашей работы мы провели самооценку данных показателей в одной экспериментальной группе внутри нашего учреждения. Экспертами выступили педагоги ДОУ прошедшие курсы повышения квалификации по теме «Оценка качества дошкольного образования: региональные методики и практики». Методика проводилась в группе детей 4-5 лет. Цель: апробация инструментов комплексной оценки качества дошкольного образования шкал ECERS – R по показателям «Природа/наука», «Песок/вода».

Для самооценки мы опробовали на практике инструмент, который, как правило, используется для внешней, экспертной оценки «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS-R). Как указывается в целом ряде аналитических материалов, требования к образовательной среде, на которых базируется данный инструмент, соответствуют ключевым требованиям к предметно-пространственной среде, изложенным во ФГОС ДО (доступности и насыщенности среды, мобильности и трансформируемости) и, что важно, конкретизируют их.

Индикаторы, которые предназначены для оценки понятны и однозначны. Это позволило экспертно отнестись к собственной работе, что не всегда получается сделать на практике и возрастающая система баллов помогла построить план развития в ближайшей и долгосрочной перспективе.

В шкалах ECERS-R 7-балльная система оценки. Предусмотрено 4 базовые градации оценок  – «неудовлетворительно», «минимально», «хорошо», «отлично» и промежуточные значения между ними. Проводящий оценку может как определить актуальный балл, так и наметить перспективу развития: индикаторы указывают возможное направление движения. Важно отметить, что варианты решений могут быть разными. Инструмент нисколько не ограничивает творчества педагогов, а   наоборот, ставит перед вопросом: «Как такое требование может быть выполнено в моей группе?».

При проведении исследований экспертная группа пришла к выводу, что предложенная шкала ECERS – R информативна и достаточно удобна для использования в работе. В результате работы были получены данные, которые указывают как на сильные, так и на слабые моменты в работе нашей дошкольной организации, которые возможно улучшать, используя административный ресурс или работая над повышением профессиональной компетентности сотрудников ДОО. На «5» баллов, был оценен показатель «Природа/наука».

Детям в группах предоставляется возможность пользования материалами, связанными с природой и наукой. Это – коллекции природных объектов (камни, семена растений, шишки, ракушки, сухие листья и цветы); книги, игры и игрушки, связанные с природой и наукой; переносные лаборатории для экспериментирования. Для получения дополнительной информации и обогащения личного опыта детей применяются картины, аудио и видеоматериалы. Занятия по экспериментированию с детьми проводятся как минимум 1 раз в 2 недели. На наш взгляд требование СанПина исключить содержание живых объектов в природных уголках лишает детей непосредственного общения с природой.

Оценивая показатель «Песок/вода», отметили, что специальный стол для игр с песком и водой в группе имеется.  В наличие имеются некоторые игрушки: формочки, ковши, совочки, ложки, контейнеры, грузовые автомобили, пластиковые и резиновые морские и речные наборы с водоплавающими птицами, животными и рыбами.

Эта деятельность так же является доступной и на улице в летний период. На участках имеются удобные накрывающиеся песочницы, надувные бассейны и выносной материал. Поэтому данный показатель заслуживает «4» балла.

В связи с этим творческой группой нашего детского сада был разработан план работы по улучшению образовательной среды в группе при помощи использования шкал для самооценки.

Среда в дошкольном образовании играет огромную развивающую роль (с легкой руки специалистов из «Реджио Эмилии» получила широкое распространение формула «среда как третий педагог»). Под «образовательной средой» создатели ECERS понимают организацию пространства (мебель, обстановка, оборудование и пр. – все то, что в ФГОС ДО именуется «предметно-пространственной средой»), времени (распорядок дня, соотношение регламентированной и свободной деятельностей) и взаимодействие (характер взаимодействия детей и взрослых, а также отношения в детской группе и взрослых между собой).

Таким образом, показатели ECERS охватывают весь спектр требований ФГОС ДО. На эти показатели и сориентировались педагоги ДОУ в работе по развитию группы. 

Так же в работе по шкалам для развития показателей «Природа/наука», «Песок/вода» педагоги ориентировались на оценки «неудовлетворительно» и «отлично», прежде всего для того чтобы понять, чего не должно быть и что должно быть в идеале, к чему следует стремиться. На стадии опытно-экспериментальной работы происходит преобразование предметной среды группы, вносятся изменения и дополнения в уже имеющеюся среду. Идеи педагогов по организации предметной среды позволяют сделать возрастную группу неповторимой, отличной от других, и в тоже время соблюдать все ранее перечисленные обязательные принципы построения предметной среды.

Педагоги стремятся к тому чтобы в группах наблюдались такие показатели как:

Доступность и мобильность среды

Доступность материалов в течении значительной части дня (включая прогулку)

Насыщенность среды для организации образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей детей, большое количество безопасных, находящихся в хорошем состоянии, соответствующих уровню развития детей игр, материалов и занятий

Обеспечение поддержки инициативы и возможности совершать выбор

Содействие принятию многообразия

Представление в среде результатов детской деятельности в общедоступной форме: индивидуальные работы и работы по образцу

Использование повседневных событий в качестве основы для получения опыта общения с природой

Поощрение обмена информации между детьми. Вовлечение их в коллективные формы работы, поощрение взаимопомощи. 

Таким образом шкала ECERS позволила нам оценить образовательную среду отдельной группы по показателям «Природа/наука», «Песок/вода» что позволило принять эффективные управленческие решения, скорректировать работу ДОО, позволило педагогам оценить качество собственной работы. Педагоги начали видеть ясные ориентиры для улучшения своей работы, а значит для детского сада в целом. А для того чтобы качество дошкольного образования в ДОУ соответствовало норме предстоит серьезная и кропотливая работа. 

В завершении хотелось отметить, что шкалы ECERS идеально подходит для оценки качества работы дошкольной образовательной организации на основе ФГОС ДО.

 

Список используемой литературы:

1. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №2. – С.16–31. 

2. Шиян О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С. 38–49.