Здоровьесбережение в дошкольном учреждении

Дата публикации: 2018-12-02 23:33:52
Статью разместил(а):
Кадиева Фарида Устархановна

Здоровьесбережение в дошкольном учреждении

Health care in preschool

 

Автор: Кадиева Фарида Устархановна

аспирант ФГБОУ ВПО ДГПУ, воспитатель МАДОУ «Надежда», Ноябрьск, Россия

E-mail:  f.kadieva@mail.ru 

Kadieva Farida Ustarkhanovna

Postgraduate student of FSBEI HPE DGPU, educator MADUO "Nadezhda", Noyabrsk, Russia

E-mail:  f.kadieva@mail.ru

 

Аннотация: Решение задач укрепления физического и психического здоровья невозможно без создания современной здоровьесберегающей среды. В ДОУ должны быть созданы благоприятные условия для физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей.

Abstract: meeting the challenges of enhancing physical and mental health is impossible without a modern health saving Wednesday. The DOW should be created favourable conditions for the physical and mental health and emotional well-being of children.

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии в детском саду, дети, детский сад.

Keywords: zdorovesberezhenie, health-preserving technology in kindergarten, children, kindergarten.

Тематический раздел: Дошкольное образование.

 

Здоровьесберегающая среда – это система материальных объектов для двигательной оздоровительной деятельности. Развивающая среда в ДОУ должна быть организована с учетом потребностей и интересов детей, призваны побуждать их двигательную активность.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Педагоги должны добиваться благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществлять личностно-ориентированный подход к детям, что способствует сбережению здоровья детей. Обеспечению социально-психологического благополучия детей способствует создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения в детском саду и дома.

Решение задач укрепления физического и психического здоровья невозможно без создания современной здоровьесберегающей среды. В  ДОУ  созданы благоприятные условия для физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей. Здоровьесберегающая среда – это система материальных объектов для двигательной оздоровительной деятельности.

Развивающая среда в ДОУ организованы с учетом потребностей и интересов детей, призваны побуждать  их двигательную активность.

Оздоровительное пространство ДОУ включает в себя  и оборудование, позволяющее осуществлять физкультурно-оздоровительную и профилактическую работу с детьми:

Оборудование:

- ионизаторы воздуха в группах

- бактерицидные лампы

- спортивные тренажеры (в спортивном зале)

- оборудование для индивидуальной и подгруппой работы с детьми в группах (в том числе физкультурные уголки и спортивные комплексы),

- выносной материал для занятий физической культурой на участке

- атрибуты для подвижных игр

- оборудование для спортивных игр (баскетбол, хоккей)

- оборудование для проведения упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки (в группах и спортивном зале)

- оборудование для проведения фронтальных физкультурных занятий с детьми (в спортивном зале)

- мягкое игровое спортивное оборудование: развивающие модули, маты, арки и кольца и т.д.

Большое внимание уделяется организации здоровьесберегающего режима обучения. Для  этого в ДОУ созданы следующие необходимые условия:

- соответствующая освещенность помещений.

- правильно подобранная и расположенная  мебель  (расстояние между рядами столов, расстояние между первым столом и доской (мольбертом), левосторонняя освещенность)

- соблюдение температурного режима, графика проветривания и влажной уборки помещений перед НОД

- чередование активных и малоактивных видов деятельности детей (в том числе, физминутки во время проведения НОД или минутки отдыха)

- чередование активных и малоактивных видов НОД в расписании (лепка – физкультурное)

- соблюдение длительности занятий согласно нормам СанПиНа

- соблюдение длительности и содержания прогулки в соответствии с нормами СанПиНа

- максимально допустимая недельная учебная нагрузка и время перерыва между занятиями соответствует возрасту детей,  нормам СанПиНа

В нашей группе ежедневно предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка является  утренняя гимнастика.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, помогает развитию правильной осанки.

Утренняя гимнастика  направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.

С целью предупреждения утомления во время НОД, связанных с длительным сидением в однообразной позе в группе проводятся физкультминутки. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

В процессе учебных занятий желательно включать игры-массажи, пальчиковые гимнастики со словами. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Также для развития мелкой моторики рук и пальцев проводятся пальчиковые игры и гимнастика с массажными мячиками су-джок. Гимнастика с массажными мячиками вызывает у детей приятные ощущения, оказывает благотворное влияние на весь организм. 

После интенсивных двигательных нагрузок необходимо включать дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому такие упражнения очень полезны. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.  Дыхательная гимнастика увеличивает вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, осуществляет профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. 

Для укрепления мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе ежедневно проводится артикуляционная гимнастика. 

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость

- улучшить подвижность артикуляционных органов

- укрепить мышечную систему языка, губ

- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу

- подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Подвижные игры, также, проводятся и в групповой комнате (в течении дня должно быть пять видов подвижных игр: средней тяжести и сложной тяжести). 

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся  развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях.

Физкультурное занятие – ведущая форма организованного систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Оно несёт в себе определённую «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки, которую можно назвать оптимальной, то есть физиологически обоснованной. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки.

После разминки дети ходят по массажным дорожкам. Массажная дорожка способствует массажу стопы. Дети ходят босиком, это способствует  формированию стопы и укреплению организма детей.

Активный отдых (спортивные развлечения, Дни здоровья, спортивные досуги) позволяет реализовать естественную потребность ребёнка в движении, восполнить дефицит двигательной активности, способствует воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, смелости, дисциплинированности, организованности. Оказывает благоприятное воздействие на организм ребёнка. 

Все перечисленные формы работы способствуют укреплению здоровья наших детей.

 

Список литературы:

1.     Л. Пензулаева «Физическая культура для старшей группы»

2.     Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.