Формирование ортобиотического сознания дошкольников в контексте инновационной деятельности школы

Дата публикации: 2018-12-10 06:29:44
Статью разместил(а):
Карабут Елена Александровна

Формирование ортобиотического сознания дошкольников, в контексте инновационной деятельности школы

The formation orthobiotech consciousness preschoolers, in the context of innovative activities of the school

 

Автор: Карабут Елена Александровна

Педагог ГБОУ "Школа № 465", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: karabut69@mail.ru

Karabut Elena Aleksandrovna

Teacher of School № 465, St. Petersburg, Russia

E-mail: karabut69@mail.ru

 

Аннотация: В статье идет речь о внедрении в образовательную деятельность дошкольного образования, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, осуществляемую в ходе режимных моментов, принципов ортобиотики - науки о самосбережении здоровья, о способах организации рационального образа жизни и труда, гармонизации человека и окружающей среды. Также принципы ортобиотики применяются в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями детей.

Abstract: The article deals with the introduction into the educational activities of preschool education, carried out in the process of organizing various types of children's activities, carried out during the regime moments of the principles of orthobiotics – the science of self-preservation of health, the ways of organizing a rational way of life and work, the harmonization of man and the environment. Also, the principles of antibiotics are used in independent activities of children and in interaction with families of children.

 

Ключевые слова: ортобиотика, психическое здоровье, жизненный оптимизм, релаксация, рекреация, катарсис.

Keywords: orthobiotech, mental health, optimism, relaxation, recreation, catharsis.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач ставится охрана и укрепление здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.                       

Образовательная среда должна гарантировать охрану и укрепление физического здоровья детей. Мы, решая поставленные образовательным стандартом задачи, столкнулись с проблемой здоровьесбережения детей. Определяя основные концептуальные подходы к проектированию создания модели здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, ориентируемся на нравственный, психологический и физический аспекты здоровья человека, его отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Определяющее значение в структуре обеспечения здоровья имеет педагогический компонент, сущность которого состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального способа здорового образа жизни, осознание важности и ценности собственной жизни. Нас, педагогов, объединяет общая цель: оптимизация воспитательно-образовательного процесса в формировании у детей основ базовой культуры здоровьесбережения.                                                                       

Вся традиционная наука как то: медицина, валеология не решает поставленных задач, так как навязывается ребенку, лишая его права выбора и осознанного отношения к своему здоровью а, как известно из психологии, все, что навязывается, все отрицается.                                                               

Мы нашли для себя науку-технологию, некую жизненную философию, заложенную выдающимся русским ученым, лауреатом Нобелевской премии, И.И. Мечниковым. И.И. Мечников ввел в научный оборот понятие ортобиоза как правильного разумного образа жизни в соответствии с человеческой природой и ее гармоничностью, а также определил основные направления ортобиотического образа жизни. Ортобиотика - наука о самосбережении здоровья.                                             

Ортобиотика — наука, основанная на позитивном настрое, ощущениях радости и самопонимания важности своего здоровья. Кроме того, в ортобиотике используется несколько иной подход к понятию «здоровье». Ортобиотика базируется на принципе триединства здоровья: физического – рекреация, психического – релаксация и духовно-нравственного – это катарсис. Реализуя принцип триединства на практике, мы активно используем непосредственно в образовательной деятельности и в режимных моментах понятия рекреация, релаксация и катарсис. Рекреация – поддержание тела в активном физическом состоянии. Реализация рекреации выражается в ходьбе, утренней гимнастике, проведении физкультминуток, занятиях спортом, танцами, подвижных играх. Во время занятий рекреацией дети чувствуют мышечную радость от физической нагрузки, создается чувство подъема и удовольствия от занятий своим телом, все это положительным образом сказывается на самочувствии ребенка и, проводя рефлексию деятельности, видно, что ребенок сам это понимает.                                      

Релаксация – это снятие нервного и мышечного напряжения, успокоение мыслей, вызов положительных эмоций. В качестве активных форм релаксации мы используем танцы, массаж, смехотерапию, дыхательную гимнастику, сказкотерапию. Наши воспитанники понимают, что, если у них возникло плохое настроение и им грустно, то есть необходимо решить эту проблему, т.к. быть радостным и веселым очень важно для твоего здоровья. А решить ее нужно, обратившись к надежному другу - воспитателю и совместно с ним можно подобрать занятие, которое будет отвечать задачам релаксации - т.е. снимать нервное напряжение, будь то танцы, или игровая деятельность, которая провоцирует смех. Стимулом к занятиям релаксацией может стать состояние внутреннего покоя и равновесия, достигаемое в процессе самих занятий. Дети это понимают и сами активно занимаются релаксацией.

Катарсис – деятельность, приносящая удовольствие высшего порядка. В дошкольном учреждении мы реализуем катарсис путем прослушивания классической музыки перед сном, чтения стихотворений, общения с природой на прогулке, в частности наделение душой неодушевленного предмета (солнце, ветер, дерево), занятия творческим хобби. Основной аспект нравственности – это душа человека, бескорыстное отношение, любовь к окружающим, добрые поступки. Дети понимают, что быть добрым и доброжелательным важно, в первую очередь, для тебя самого и для твоего самочувствия, т.к. «если ты не будешь отбирать игрушки», то тебе не придется вступать в конфликт и выражать негативные эмоции, которые угнетающе действуют на все системы организма.            

Ученые отмечают, что «социальное развитие маленьких детей по-настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослым. От качества общения зависят полноценное развитие ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье. В свою очередь, это оказывает влияние на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками». Наши педагоги делают все возможное для формирования эмоционального благополучия детей и в условиях ДОУ, и в семье, чтобы дети могли воспитываться в атмосфере любви и спокойствия.

Взаимодействие ОУ с семьей строится на принципиально новом подходе, который заключается не в формальном знакомстве  родителей с особенностями организации педагогической работы с детьми, а в привлечении родителей непосредственно к активному участию в образовательном процессе ОУ. Данный подход позволяет поставить родителей в позицию реальных участников педагогического процесса детского сада. Подобная позиция родителей благоприятно сказывается на развитии детей, так как в данном случае гарантировано повышение уровня педагогической и специальной компетентности родителей в вопросах развития детей в условиях семьи, а также предоставление возможности детям  получить новый социальный опыт, способствующий развитию навыков общения и выработке социально ориентированного поведения.         

В детском саду практикуется привлечение родителей к образовательной деятельности с детьми. Мамы и папы знакомят детей со своей профессиональной деятельностью, делятся впечатлениями о путешествиях по городам России. Это происходит в рамках еженедельных встреч "Наше будущее!". Такая активная вовлеченность родителей в образовательный процесс очень радует наших воспитанников. Тесное взаимоотношение педагога с родителями вселяет в ребенка уверенность, оптимизм и радость. Любое взаимоотношение в ОУ строится на позитиве и радости, как одной из основных составляющих ортобиотики.

Взаимоотношения детей друг с другом, кроме деятельности на занятиях строятся также в процессе игровой деятельности (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры подвижного характера). А игра - это всегда радость и положительный настрой, т.к. возможные конфликтные ситуации немедленно разрешаются воспитателем и обязательно заканчиваются компромиссом.

 

Список используемой литературы:

1.    Юматова Д.Б. Культура здоровья дошкольников. Цикл игр-путешествий – СПб: Издательство «Детство-Пресс», 2017

2.    Шепель В.М. Ортобиотика. Слагаемые оптимизма.  – Москва: Издательство «ЮНИТИ», 1996

3.    Мечников И.И. Этюды оптимизма. – Москва: Издательство: «Наука», 1988