Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Выявление и поддержка ценностных установок семьи посредством реализации проекта "Наследники Победы"

Дата публикации: 2018-12-16 08:45:08
Статью разместил(а):
Турутина Ольга Александровна

Выявление и поддержка ценностных установок семьи посредством реализации проекта "Наследники Победы"

Identifying and supporting family values through realization of the project "The heirs of Victory"

Автор: Турутина Ольга Александровна

МБДОУ "Детский сад № 46", г. Арзамас, Россия

E-mail: turutina83@mail.ru

Turutina Olga Aleksandrovna

Kindergarten No. 46, Arzamas, Russia

E-mail: turutina83@mail.ru

Аннотация: Ориентация ребёнка на мир людей и человеческих отношений ставит перед взрослыми задачу обеспечить эталоны, которые послужат дошкольнику опорой в сложной и противоречивой жизни. Такими «опорами» могут выступать: чувство гордости за своё Отечество и малую родину, где гражданин родился и воспитывался, сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом – т.е. все те личностные установки, которые объединены понятием «патриотизм».

Abstract: the orientation of the child to the world of people and human relations confronts older standards to ensure that pre-school will serve as the backbone of the complex and contradictory life. These "pillars" may be: a sense of pride in their Motherland and a small home, where citizen born and reared; formed position of loyalty to his country and solidarity with its people-i.e. all those attitudes, which combined the notion of "patriotism".

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, дошкольник, память поколений.

Keywords: patriotism, parenting, preschooler, memory of generations.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В истории нашего Отечества немало героических страниц, память о которых передаётся из поколения в поколение, и память о которых сегодня так стремятся стереть «зарубежные партнёры» нашей страны! В связи с этим особо актуальным становится сотрудничество с семьёй по формированию у детей чувства сопричастности к истории своей малой родины и Отечества, гордости за героические подвиги соотечественников и земляков.

Особо значимым историческим наследием является героический подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Широкомасштабные празднования Дня Победы всегда оставляют яркий след в памяти и взрослых, и детей. Но праздник этот особый – «со слезами на глазах», поэтому в работе по становлению ценностных ориентаций ребёнка важно учитывать ценностные установки и образовательные ориентиры семьи.

Нужно ли знакомить детей с историческим событием – Великой Отечественной войной, и каким образом это делать – именно эти вопросы становятся объектом изучения мнения родителей и выявления образовательных инициатив семьи. В ходе опроса родительской общественности посредством «модели трёх вопросов» были получены следующие обобщенные результаты:

Ориентация на потребности ребёнка как субъекта индивидуального развития обуславливает необходимость выявления субъектного опыта и инициатив детей.  

Результаты изучения мнения детей важно довести до сведения родителей, например, размещая эту информацию в родительском уголке. Делается это для того, чтобы члены семей «включились» в образовательную работу группы и стали активными участниками образовательного проекта.

Исходя из результатов изучения потребностей и выявления образовательных инициатив семьи (и родителей, и детей) разрабатывается образовательный проект «Наследники Победы». Содержание проекта построено на культурно-историческом наследии малой родины.

В Арзамасе более десятка объектов имеют статус памятников истории. Для реализации проекта представляют интерес:

памятники арзамасцам – Героям Советского Союза (мемориальный комплекс «Вечный огонь», ул. Калинина).

памятник Г.К. Жукову, установленный в парке Победы (ул. Карла Маркса);

памятник герою-арзамасцу В.А. Новикову (пр. Ленина);

памятники человеку необыкновенной героической судьбы, участнику Великой Отечественной войны, писателю А.П. Гайдару.

Нельзя обойти вниманием и не включить в содержание проекта литературное наследие нашего города: произведения арзамасских поэтов Николая Рачкова («Не забудь»), Александра Плотникова («Ода солдату», «Весёлый круг», «У Вечного огня», «Цветы и обелиски», «Поколение фронтовиков») и Владимира Аполлонова («Про Войну и про Вояку»), посвящённые Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и доступные для детского восприятия.

Целью образовательного проекта «Наследники Победы» является содействие становлению ценностных ориентаций дошкольников, формирование чувства сопричастности к истории своей Родины, гордости за героические подвиги земляков.

В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:

1. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, чувства признательности своим родственникам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны.

2. Формирование у дошкольников первичных представлений о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о героических подвигах арзамасцев, о государственном празднике – Дне Победы.

3. Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), отражающих исторические события 1941-1945 гг.

Проект реализуется в три этапа: в старшей и в подготовительной к школе группе.

На первом этапе – организационном – уточняются формы участия родителей в проекте, подбирается ресурсное обеспечение:

детская художественная литература в групповой «книжный уголок» (В. Аполлонова «Про Войну и про Вояку»; С. Баруздин «Шёл по улице солдат», «За Родину», «Слава»; А. Митяев «Землянка»; Е. Благинина «Шинель»; С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»);

пособие Н.Ф. Виноградовой, Л.А. Соколовой «Моя страна Россия» в Центр познания;

формируется групповая «библиотечка воспитателя»: книга «От Арзамаса до Берлина»; произведения арзамасских поэтов Н. Рачкова («Не забудь»), А. Плотникова («Ода солдату», «Весёлый круг», «У Вечного огня», «Цветы и обелиски», «Поколение фронтовиков»);

оформляются информационные буклеты для родителей «Маршрут выходного дня».

На втором этапе – функциональном – в старшей группе в апреле организуются целевые прогулки к городским памятникам Г.К. Жукову, В.А. Новикову, арзамасцам – Героям Советского Союза.

Наш детский сад расположен на окраине города, поэтому в работу включаются родители, устраивая семейные прогулки к памятникам в выходной день – т.н. «маршруты выходного дня». Родителям вручаются буклеты и предлагаются некоторые общие для рассматривания монументальных скульптур рекомендации: рассмотреть монумент с большого расстояния, чтобы чётко выделялся силуэт, потом обойти его вокруг, рассмотреть, прочесть надписи на постаменте, прочитать ребёнку соответствующие стихотворные строки (желательно арзамасских поэтов), сфотографировать ребёнка на фоне памятника. Эти фотографии понадобятся впоследствии для создания группового альбома по теме «Эхо прошедшей войны».

«Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат ...»

Наверное, каждый помнит эти строки из стихотворения С. Михалкова, посвящённые Аркадию Петровичу Гайдару – человеку необыкновенной героической судьбы: коммунисту, одному из самых юных командиров времён Гражданской войны, участнику другой войны – Великой Отечественной, а попутно с этим – замечательному детскому писателю, творчество которого задевало за сердце и учило по-настоящему преданно и самоотверженно любить свою Родину.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Фронтовик

И Гражданин – Гайдар...

Кто же из нас, взрослых, не помнит чудесные слова из рассказа «Чук и Гек»: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю ...»

Арзамас считается городом Гайдара. Поэтому в январе в подготовительной к школе группе:

в детском саду и семье организуется чтение произведений А.П. Гайдара «Чук и Гек», «Поход», «Мальчиш-Кибальчиш»;

в выходные дни дети с родителями совершают прогулку по «гайдаровским местам» с обязательным посещением памятника писателю в Парке культуры и отдыха его имени;

ко дню рождения писателя родители помогают оформить в группе выставку «Наша коллекция»: здесь размещается сувенирная продукция с изображением писателя, иллюстрированные книги из семейных библиотечек;

21 января, в день рождения А.П. Гайдара, совместно с сотрудниками детской библиотеки проводится литературно-музыкальная гостиная «Любимых детских книг творец и верный друг ребят…(Рассказ об А.П. Гайдаре)». Дети встречаются с Арзамасской Музой, которая приглашает ребят побродить по старым улицам Арзамаса и узнать об удивительной судьбе Аркадия Петровича, о его детстве, необыкновенной боевой юности и героических поступках. «Путешествие в прошлое» сопровождается детским чтением стихов, посвящённых писателю, рассказыванием пословиц о помощи, исполнением патриотических песен, танцевальными композициями. Арзамасская Муза помогает ребятам понять, почему Арзамас считает себя городом Гайдара и почему арзамасцы бережно хранят память об этом удивительном человеке.

В апреле, готовясь к празднованию Дня Победы, дети ещё раз вспоминают о подвиге А.П. Гайдара и его героической гибели, вспоминают отрывок стихотворения А. Плотникова «Улыбка Гайдара»:

«И вражья пуля в грудь вошла,

Земля качнулась зыбко,

Но нет, друзья, не умерла

Гайдарова улыбка.

… Война ушла, отгрохотав,

И пули отсвистали.

Бессмертная улыбка та

Теперь на пьедестале».          

В апреле организуется совместная деятельность взрослых и детей по темам:

«Что такое война» (беседа с рассматриванием иллюстраций, чтение с рассматриванием иллюстраций, разучивание песен и танцев, создание творческих работ);

«Эхо прошедшей войны» (рассказывание с созданием «Книги памяти», целевые прогулки с созданием группового альбома «Где мы были», разучивание стихотворений, создание творческих работ, приобретение георгиевских ленточек);

«Война в истории моей семьи» (рассматривание фотографий из семейного архива, чтение и обсуждение писем с фронта, составление рассказов, оформление из творческих работ экспозиции «Спасибо деду за Победу!»);

«Дети России – за мир!» (разучивание стихотворений и танцев, создание творческих работ).

На третьем этапе – итоговом – в канун Дня Победы проводится совместный праздник «Не забудем их подвиг великий!..». Праздник наполнен особым смыслом, ведь наш детский сад находится на улице Победы и многие семьи тоже проживают на улице Победы.

Содержание праздника построено на краеведческом материале: на произведениях арзамасских поэтов А. Плотникова, Н. Рачкова, В. Аполлонова, на детских впечатлениях о боевой доблести и трудовом подвиге своих родных и близких в годы войны, на рассказах о подвиге писателя А.П. Гайдара и подвигах арзамасцев – Героев Советского Союза, а также на полученных детьми представлениях о том, как чтят горожане память о своих земляках – доблестных защитниках Отечества.

Праздник начинается инсценировкой отрывка из книги В. Аполлонов «Про Войну и про Вояку». В зале появляется Война:

«Вот Война,

Набравшись духу,

Микрофон большой берёт –

Голод, Горе и Разруху,

И Огонь к себе зовёт,

Сапогами топнув грозно: ...

«Все ко мне, пока не поздно!»

Посмотрела на Вояку…

            «Ты затей большую драку,

            Чтобы все друг друга били

            И про Мир совсем забыли!

            … бей, стреляй.

По всем народам,

По лугам и огородам,

По заводам и по дачам,

По дворцам и детсадам…

Эту выполнишь задачу –

Я тебе награду дам!»

Дети вспоминают о том, как предводитель фашистов Адольф Гитлер решил захватить весь мир, о том, как воины-арзамасцы помогали другим народам в борьбе с фашистскими захватчиками и рассказывают о подвиге нашего земляка – танкиста Виктора Алексеевича Новикова.

Декламируя стихотворные строки, дети узнают о коварном нападении фашистов на нашу страну, о том, как «…за честь своей Отчизны                           

Встали все – и стар, и млад.

До конца, до Дня Победы –

Только вперёд! Ни шагу назад!»   

Исполняя танец под марш «Прощание славянки», провожают уходивших на фронт добровольцев, среди которых был и писатель Аркадий Гайдар. Дети ещё раз вспоминают и рассказывают о его подвиге и героической гибели.

Вспоминая о том, как арзамассцы защищали свою Родину, дети рассказывают о военных подвигах арзамасцев – Героев Советского Союза. Демонстрируя на слайде фотографии из семейных альбомов, рассказывают о своих родных и близких – участниках войны и тружениках тыла, об их боевых и трудовых подвигах.

Участвуя в играх-соревнованиях «Опасная разведка», «Помоги раненому», исполняя антигитлеровские частушки, дети узнают о нелёгкой фронтовой жизни и о минутах отдыха бойцов.

Дети рассказывают о знаменитом полководце – Маршале Г.К. Жукове, под командованием которого солдаты отбросили фашистов от Москвы, и который принимал парад войск на Красной площади в день Великой Победы над фашизмом.

Читая стихотворения Н. Рачкова и А. Плотникова, исполняя песню «Вечный огонь», дети вспоминают о том, каким нелёгким был путь нашего народа к Победе, и чтят память павших минутой молчания.

Завершается праздник словами:

«Многое уйдёт бесповоротно,

Только до скончания веков

В памяти останется народной

Поколение фронтовиков»

и участием семей в акции «Бессмертный полк».

 

Список литературы:

1. Арзамас – город Гайдара. – М., «Советская Россия», 1974.

2. Плотников А.И. Люблю мой славный городок. Стихи об Арзамасе. – Арзамас: АГПИ, 2000. – 39 с.: ил. – (Арзамасская библиотека / Приложение «Книга «Арзамасской стороны»).

3. Фролов Г. Прощай, Мальчиш // Общероссийская газета «Моя Семья». – январь 2014, № 2, с.12.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN