Формирование у детей дошкольного возраста звуковой культуры речи через дидактические игры
Формирование у детей младшего дошкольного возраста звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения
The formation of young children of pre-school age sound speech culture through educational games and exercises
Автор: Герасимовская Жанна Викторовна
МБДОУ «Детский сад № 142», г. Дзержинск, Нижегородская обл., Россия
E-mail: zanna13g@yandex.ru
Zhanna Viktorovna Gerasimovskaja
Kindergarten No. 142, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod oblast, Russia
E-mail: zanna13g@yandex.ru
Аннотация: В статье говорится о необходимости работы с детьми младшего дошкольного возраста по проблеме формирования звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения.
Abstract: The article talks about the need to work with young children preschool age on the formation of sound speech culture through educational games and exercises.
Ключевые слова: ФГОС ДО, целевые ориентиры, речевая культура, звуковая культура речи.
Keywords: targets, voice culture, the sound of speech.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Всё это может тормозить процесс приобретения детьми коммуникативных и речевых умений и навыков.
Федеральный государственный образовательный стандарт большое внимание уделяет речевому развитию детей. Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности».
Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно и связно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности.
Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
К.Д. Ушинский в своих работах говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровишницей всех знаний».
Д.Б. Эльконин подчёркивал: «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующие усвоения языка грамматики и связанной с ней орфографии».
Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей и уделять внимание её чистоте и правильности»
Обучение правильному произношению звуков всегда выделялась как основная задача развития речи детей 3-4 лет. К трём годам не все дети овладевают правильным произношением звуков. В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или свсем не произносят) шипящие [ш], [ж], [ч*], [щ*], сонорные [р], [р*], [л], [м] звуки, некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата ребёнка и над формированием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса. Все эти и другие особенности звуковой культуре речи детей четвертого года жизни определили содержание работы по данной проблеме.
Возникла необходимость в поиске средств, для устранения недостатков и совершенствования речи детей.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра, т.к. игра - ведущий вид деятельности ребёнка и самый эффективный метод воздействия на него. Я предположила, что дидактические игры и игровые упражнения дадут мне возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно.
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель:
воспитание звуковой культуры речи у детей четвёртого года жизни посредством дидактических игр и упражнений.
Определила задачи:
1. Формировать у детей чёткую артикуляцию при произношении гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.
2. Развивать речевое дыхание, фонематический слух, моторику речевого аппарата
3. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность
4. Воспитывать умение регулировать силу голоса
Формирование правильного звукопроизношения осуществляю в следующем порядке. Сначала закрепляю произношение гласных [а], [у], [и], [о], [э], [ы] (уточнение этих звуков проводилось в первой младшей группе). Затем отрабатываю согласные: [м][м*], [п][п*], [б][б*], [т][т*], [д][д*], [н][н*], [к][к*], [г][г*], [х][х*], [й], [ф][ф*], [в][в*], [с][с*], [з][з*]. Далее следуют подготовительные упражнения для уточнения и закрепления правильного произношения шипящих звуков [ш], [ж], [ч*], [щ*].
Мной была создана картотека, где подобраны дидактические игры и упражнения, предложенные разными авторами (Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой, Л.А. Колуновой, Е.В. Савушкиной, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш) с учётом возрастных особенностей детей, их представлений, умений и навыков, знаний об окружающем мире, их возможностей в познании нового.
На основе картотеки мной был разработан перспективный план по обучению детей правильному произношению, с указанием дидактических игр и упражнений для каждого конкретного звука.
Работу по изучению каждого звука выстраиваю по определённому алгоритму (слайд с этапами):
Артикуляция звука.
Произношение изолированного звука.
Упражнение в произношении звука в словах или звукоподражаниях
Упражнение в произношении звука во фразовой речи
Каждый этап я провожу с использованием игр и игровых упражнений.
Артикуляция звука.
Например, для уточнения движения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука «у» предлагаю игровое упражнение «Кто лучше сделает дудочку». Я показываю детям дудочку и предлагаю сделат дудочку из губ, вытянув их вперёд: «Посмотрите, дети, какую я сделаю дудочку» (вытягиваю губы вперёд). По моему сигналу «дудочка играет» дети вытягивают губы вперёд, по сигналу «дудочка замолчала» принимают нормальное положение.
Произношение изолированного звука.
Для длительного произнесения звука «у» всеми детьми, организую игру «Поезд». Дети встают друг за другом, образуя поезд. Я заранее в разных местах у дороги, по которой пойдёт поезд, ставлю игрушечных животных. Напоминаю детям, что поезд должен дать сигнал, погудеть, если на дороге встретятся животные. Миновав их, поезд перестаёт гудеть.
Такие игры развивают умение слышать специально интонируемый в речи звук, связываю его с определённым образом (песенка для укладывания спать – «а-а-а», песенка ветра – «у-у-у», жука – «ж-ж-ж», мотора – «р-р-р», насоса – «с-с-с».
Следующий этап:
- Упражнение в произношении звука в словах, звукоподражаниях.
Организую игру «Кто как кричит». Говорю детям: «Сейчас я вам покажу картинки и скажу кто как кричит, а вы внимательно слушайте и правильно за мной повторяйте. (Показываю картинку «Дети заблудились в лесу и кричат: «Ау»). Когда мы заблудимся, говорю я детям, то кричим: «Ау». Дети повторяют: «Ау».
Показываю следующую картинку «Малыш плачет» и говорю: «Малыш плачет: «уа, уа». Дети повторяют: «Уа, уа».
Показываю картинку «Филин видит на суку». Обращаюсь к детям: «А, знаете, как филин кричит? Фу-бу, фу-бу». Дети повторяют: фу-бу, фу-бу.
Далее показываю картинку «Поросёнок лежит». Говорю: «Когда поросёнок доволен, он дышет так: уф-уф, уф-уф. Дети повторяют: уф-уф, уф-уф.
Потом я вызываю кого-нибудь из детей, показываю любую картинку, из ранее рассмотренных, а ребёнок вспоминает и говорит, кто как кричит.
- Упражнение в произношении звука во фразовой речи.
Здесь использую шутки-чистоговорки: «Му-му-му – молоко кому», «У зайки Бубы заболели зубы». Также на этом этапе использую игры-инсценировки, чтение стихов.
Организуя с детьми разнообразные игры и игровые упражнения, предлагаю ребёнку изменить громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания. Предлагаю детям произносить скороговорки или двухстишия с различной степенью громкости (шептом, вполголоса, громко) и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Продолжаю работу, направленную на развитие речевого дыхания: дети выполняют задания на протяжное произнесения гласных, и фрикативных звуков «с», «ш», на произнесение чистоговорок на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов, сдувание снежинок. Специальные упражнения побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение требуется для построения связного высказывания.
В работе с детьми использую разнообразные приёмы. Повышает качество ответов такой приём, как:
- обоснование необходимости выполнить задание педагога: «Давайте научим индюка петь весёлую песенку»;
- индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребёнка: «Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Серёжи – он умеет быть ласковым, заботливым»;
- хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают работу речедвигательного аппарата. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушиваться к ответам товарищей.
- использование игрового сюжета («Сказка Весёлого Язычка»):
Рот – домик, губы – двери.
А кто живёт в этом домике?
В этом домике дружок,
Живёт Весёлый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немного шалунишка …
Организованная образовательная деятельность – основная форма целенаправленного обучения детей воспитанию звуковой культуры речи. Провожу звуковую культуру речи 1 раз в неделю, как часть занятия по развитию речи. Что соответствует учебному плану детского сада. Использую, в основном, методику Ушаковой О.С.. Организованная образовательная деятельность не единственная форма обучения детей. Если какие-то программные задачи остаются нерешёнными, ознакомление со звуками, звуковым составом слова осуществляю вне занятий: утром, на зарядке, на прогулке, в вечерние часы, как в индивидуальной работе, так и подгрупповой.
Большое значение имеют такие формы работы с детьми, как игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения.
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Так как именно среда способствует развитию у детей активности, самостоятельности и инициативы. Организуя режиссёрские и сюжетно-ролевые игры, дети учатся речевому общению, развивается речевой этикет.
Нами совместно с родителями были приобретены игрушки, изготовлены атрибуты, подобраны настольные игры и игровые упражнения, направленные:
- на развитие мелкой моторики пальцев: это разноцветные прищепки, шнуры для нанизывания бус, всевозможные шнуровки, игольчатые мячи и т.д.;
- на развитие слухового внимания, восприятия: бубны, погремушки, барабаны, которые используем для организации таких игр как «На чём играл Зайка?», «Повтори», «Колокольчик», «Определи, откуда звук?», «Найди коробочки одинаковые по звучанию»;
- была создана картотека основополагающих артикуляционных упражнений в картинках: сладкое варенье, качели, лопатка, иголочка и другие.
Планирование работы по звуковой культуре речи, таким образом, использование дидактических игр и игровых упражнений помогает мне оказать детям младшего дошкольного возраста помощь в овладении всеми звуками родного языка.
Список литературы:
• Детство: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2014
• Сомкова О.Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017
• Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
• Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – 4-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2017
• Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – 3-е изд., дополн. – М.: ТЧ Сфера, 2016. (Развиваем речь).
• Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Просвещение, 1989.