Развитие элементарных математических представлений у дошкольников
Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр
Development elementary mathematical representations the senior preschool children through educational games
Автор: Романюк Марина Вячеславовна
МБДОУ "Детский сад № 6 "Дюймовочка", г. Бор, Россия
E-mail: marlisina26@mail.ru
Romaniuk Marina Vyacheslavovna
Kindergarten № 6 "Duymovochka", city Bor, Russia
E-mail: marlisina26@mail.ru
Аннотация: Данная статья рассказывает, как с помощью игровых форм формировать у старших дошкольников элементарные математические представления. Какие развивающие игры в своей работе я использую.
Abstract: This article tells, how to use game forms to form in older preschoolers elementary mathematical representations. What educational games in my work I use.
Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений, игровые формы.
Keywords: formation of elementary mathematical concepts, game form.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Как правильно начать диалог с ребёнком для того, чтобы он начал заниматься математикой? Ответ простой, весь материал нужно подавать в форме игры.
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она пронизывает их всю жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Дети творцы настоящего и будущего. Они создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ.
Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя развивающие игры, занимательные упражнения, задачи. Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой деятельности. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те,которые представлены сухими упражнениями. С помощью математических игр и упражнений уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
На сегодняшний день существуют очень много развивающих игр. Я представляю вашему вниманию некоторые из них.
- Блоки Дьенеша.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификацию, обобщение), логическоемышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
Игра с родителями: «Скажи сколько», «Садовники».
- Палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия как “больше меньше”, “на сколько больше – меньше”, “длиннее – короче”. С помощью палочек можно строить лестницы, моделировать геометрические фигуры, составлять различные узоры, “плести разноцветные коврики” знакомясь с составом числа из двух меньших чисел.
Игра с родителями «Выложи рисунок».
- Кубики Никитина «Сложи Узор».
Сначала дети учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
- Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
- Игры Воскобовича.
Помогают развивать у детей память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности; учиться считать, отсчитывать нужное количество, знакомиться с пространственными отношениями и величиной; соотносить целое и части.
- Компьютерные игры.
Не смотря на все обвинения в адрес компьютерных игр, использование компьютера в качестве помощника в обучении дошкольника не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.
Все эти игры я активно использую, в своей работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Они настолько просты, что у вас есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала. Это будет не только математическая тренировка, но и прекрасно проведённое время вместе со своим ребёнком. Однако, важно не переусердствовать. Не превращать эти занятия в строгую обязательную работу. Самое главное привить ребёнку интерес к познанию. Всё должно проходить в увлекательной и игровой форме и не занимать много времени.
Список литературы:
1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г.
2. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 2002.
3. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. – М., 1987.
4. Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997.
6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 2000.
7. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
8. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. – М., 1999.
10. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996.