Становление ценностных ориентаций у ребенка 4-5 лет через реализацию образовательного проекта
Содействие становлению ценностных ориентаций у ребенка 4-5 лет через реализацию образовательного проекта «Чистый город»
Promoting the formation of value orientations in the child 4-5 years through the implementation of the educational project «Сlean city»
Автор: Костылева Екатерина Николаевна
МБДОУ "Детский сад № 46", Арзамас, Россия
E-mail: yekaterina.kostyleva.85@mail.ru
Kostyleva Ekaterina Nikolaevna
Kindergarten № 46, Arzamas, Russia
E-mail: Ekaterina.kostyleva.85@mail.ru
Аннотация: Совместный образовательный проект «Чистый город» направлен на формирование экологического мировоззрения у участников образовательных отношений, охрану окружающей среды и благоустройства территории ДОО.
Abstract: Joint educational project "clean city" is aimed at formation of ecological worldview participants educational relations, environmental protection and beautification of the OED's territory Kindergarten.
Ключевые слова: экологическое воспитание, детский сад, охрана окружающей среды.
Keywords: environmental education, kindergarten, environmental protection Wednesday.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Дошкольная образовательная организация выступает одним из социальных институтов трансляции базовых национальных ценностей: морально – этических норм, взглядов, установок. Ее миссия заключается в передаче ребенку культурного опыта, в том числе опыта бережного, созидательного и ответственного отношения к миру.
Одним из условий формирования у детей системы ценностных ориентаций является создание развивающей образовательной среды, которая обеспечивает необходимую ребенку социальную ситуацию развития и поддержку различных видов культурных практик.
Поскольку социальная ситуация развития определяется той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный возрастной период, передача ребенку опыта бережного, созидательного и ответственного отношения к миру осуществляется в ходе совместного образовательного проекта «Чистый город». В его реализации принимают участие семьи воспитанников и студенты Арзамасского техникума строительства и предпринимательства (АТСП).
Содержание проекта «Чистый город» направлено на решение следующих образовательных задач:
1. формировать начальные представления о родном крае, содействовать накоплению у детей эстетических впечатлений.
2. продолжать формировать интерес к миру природы, упорядочивать представления об отдельных связях и зависимостях в жизни природы, во взаимоотношениях между природой и человеком.
3. закладывать основы позитивного отношения к различным видам труда и поддерживать стремление участвовать в созидательной деятельности.
В результате реализации проекта:
- Дошкольники осваивают понятия «улица», «город», «горожане», «памятники», а также правила и нормы поведения на улицах города;
- Дети получают первичные представления о малой родине, а именно: об историческом символе города и городской достопримечательности (памятник арзамасскому гусю, об арзамасских традициях ( празднования « Дня города» и проведения «Фестиваля кулинарного искусства «Арзамасский гусь»);
- Детей формируется опыт экологически ориентированной деятельности (природоохранной, творческой, познавательной и др.),а также опыт реализации активной созидательной позиции в реальной социально- экологической практике.
Реализация проекта «Чистый город» обеспечивает организацией и последовательным проведением образовательных мероприятий:
1. В средней группе:
- Занятие «Моя улица»;
- Традиция «Наши славные дела»;
- Экологическая акция «Птичья столовая»;
- Экологическая акция «День птиц»;
- Занятие «Как гусята Арзя с Масей собрали мусор в Арзамассе»;
- Экологическая акция «Земля – наш дом. Украсим дом цветами!»;
- Маршрута выходного дня» «С днем рождения, Арзамас!»;
- Маршрута выходного дня» «Праздник Арзамасского гуся»;
- Созданием познавательной копилки «Мой славный город Арзамас» (фотоальбом «Где мы были: путешествие по Арзамасу»);
2. В старшей группе:
- фестиваля детского кондитерского творчества «День повара»:
- Экологической акции «Мусор надо разделять, чтобы использовать опять».
При непосредственном участии семьи проводится предварительная работа к занятию «Моя улица»: родители беседуют с ребенком на тему «Где я живу», помогают запомнить домашний адрес, во время прогулок по улицам микрорайона рассматривают дома, таблички с нумерацией и названием улицы. А на занятии заблудившимся в городе гусятам, которым нужно доставить письмо по указанному адресу, дети вместе с воспитателем помогают узнать, что такое улица, как узнать адрес по названию улицы и номерам домов, как вести себя на тротуаре и на проезжей части, а также сообщают, что у каждого из них есть домашний адрес и помогают гусятам понять, что город отличается от деревни количеством улиц.
Таким образом, на занятии «Моя улица» у детей формируется понятие «город», закрепляются понятие «улица», «адрес» (домашний адрес и адрес детского сада), представление о правилах поведения в общественных местах (на улице).
Образовательная традиция «Наши славные дела» вводится с целью формирования у детей позитивных установок к различным видам труда и стремления участвовать в созидательной деятельности. Начиная с сентября, воспитатель фиксирует различные трудовые действия детей своей группы, фотографируя детей за работой, делая зарисовки, записывая, кто и что сделал. Собранные материалы оформляются в виде альбома под названием «Наши славные дела».
Один раз в три месяца – в ноябре, феврале и апреле – проводится традиционная беседа, во время которой дети рассматривают страницы альбома и вспоминают, кому и как они помогли в детском саду. Обязательным условием проведения беседы является участие в мероприятии родителей.
Во время беседы на экран проецируется слайды со страницами альбома, дети вспоминают и рассказывают, как они помогали дворнику, как ухаживали за растениями, как заботились о птицах прочее; родители задают детям уточняющие вопросы (что делают, кому помогают и др.). С помощью родителей проводятся динамические паузы, содержание которых отражает детские трудовые действия («Поливаем цветы», «Убираем снег» и др.).
Затем организуется совместная трудовая деятельность детей и их родителей: например, посадка лука (в ноябре), или посев семян растений (в феврале), или посадка рассады (в апреле). Так дети получают представление еще об одном трудовом действии и о его результате.
Проведение экологической акции «Птичья столовая», как правило, начинается с ноября и завершается в марте. Ее цель – формирование гуманного отношения к живой природе и воспитание желания заботиться о зимующих птицах. Родители изготовляют кормушки и подготавливают необходимые для птиц корм.
Инициаторами проведения в марте экологической акции «День птиц» являются студенты техникума (АТСП), обучающиеся профессии «мастер столярно-плотничных работ». Призывая дошкольников не губить птиц и заботиться о них, студенты помогают детям узнать, какие перелетные птицы готовятся вернуться домой, и устанавливают на участках дедсада собственноручно изготовленные скворечники.
В апреле, в День Земли, проводится занятие «Как гусята Арзя с Масей собрали мусор в Арзамасе». Родители активно участвуют в его подготовке: вместе с детьми изготавливают поделки для выставки «Чудесные штучки из мусорной кучки», рисуют плакаты к экологическим тестам, совершают прогулку к памятнику арзамасскому гусю, фотографируются возле него и трут «на счастье клювик».
Заглянув в альбом «Наши славные дела», дети вспоминают, как они помогли матушке-земле стать прекраснее: ухаживали за растениями, выращивали рассаду, помогали убираться на участке. Пришедшие в гости к ребятам гусята огорчены большим количеством мусора, появившимся весной из-под снега, и недоумевают, откуда он берется. Участвуя в инсценировке «С мамой в магазине», играя в игры «Догадайся, что было», «раз-два-три, раздельно мусор собери!», посещая выставку «Чудесные штучки из мусорной кучки» дети вместе с гусятами узнают, откуда в городе появляется мусор.
Продолжением занятия становится участие семей в экологической акции по благоустройству территории детского сада «Земля – наш дом. Украсим дом цветами!» (Родители помогают украсить город к празднику: вырастить рассаду, оформить на участках клумбы и ухаживать за цветами).
Все трудовые действия детей и их помощь взрослым фиксируется на страницах альбома «Наши славные дела».
В летний период дети вместе с родителями участвуют в праздничных мероприятиях дня города, посещают фестиваль «Арзамасский гусь» и заносят фотографии а альбом «Где мы были». Так начинается создание познавательной компании «Мой славный город Арзамас».
В новом учебном году летние детские впечатления актуализируются на фестивале детского кондитерского творчества «День повара», который организуют студенты техникума, обучающие профессии «Повар- кондитер». Студенты рассказывают о профессиональном празднике,» принимают» детей в повара и проводят мастер- класс по росписи пряников. Дети узнают, что значит «пищевой краситель» и «кондитерский мешочек», как сделать крем разноцветным, какими изображениями украсить пряник. Получается очень красиво и вкусно! Довольны мероприятием остаются все: и студенты, и воспитанники, и их родители, и, конечно же, педагоги!
Список литературы:
1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психол. журн. – 1984. Т.5. – № 5. – С. 63-70.
2. Воспитание ценностного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста: Методическое пособие по экологическому направлению / Сост. Р.А. Гречишкина. – Батайск, 2009 г.
3. Голубков, В.О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания / В.О. Голубков, А. В. Кузнецова, М. Ю. Ушков // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3. – С. 14-17.
4. Гризик, Т.И. Познавательное развитие детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011.