Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
Formation of ecological culture in preschool children in the conditions of Doo
Автор: Карпекина Анастасия Ивановна
МБДОУ «Детский сад 151», г. Кемерово, Россия.
E-mail: karpekina.anasta@yandex.ru
Karpekina Anastasia Ivanovna
Kindergarten 151, Kemerovo, Russia.
E-mail: karpekina.anasta@yandex.ru
Аннотация: Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.
Abstract: Environmental education of the individual involves the formation of ecological culture at pre-school age.
Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, экологическая культура.
Keywords: ecology, ecological education, ecological culture.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений.
Ребёнок с интересом и любознательностью познаёт окружающий мир, и очень важно какие знания получит он от нас, взрослых.
Каждого человека радует солнечный, ясный денёк, тихо падающий снег, порхание бабочек и щебетанье птиц. Красивые восходы и закаты, журчание ручейка, распустившийся цветок – всё это, окружающая нас природа. Задача нас, как педагогов, научить маленького ещё человечка, видеть эту красоту, ценить, и конечно же, научиться беречь окружающую нас природу.
Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста. В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, интегрированный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
В настоящее время работа по формированию экологической культуры в условиях реализации ФГОС в МБДОУ № 151 г. Кемерово осуществляется посредством нетрадиционных инновационных форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами, помимо традиционных форм работы:
- Мероприятия в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности».
- Экологические газеты, буклеты, брошюры, стенгазеты.
- Путешествия по экологической тропе на территории МДОУ № 225.
- Выставки рисунков, поделок, своеобразных книжек-малышек.
- Спектакли, театрализованные игры-занятия, а также экологические праздники и развлечения.
Организацией всех этих мероприятий занимается творческая группа, которую выбирают каждый год сотрудники и администрация ДОО.
Цели деятельности творческой группы:
- Создание обстановки творческого поиска у педагогов, наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми, по ознакомлению с экологией родного края.
- Изучение теоретического аспекта экологического воспитания детей дошкольного возраста.
- Разработка диагностики знаний детей по теме в образовательных ситуациях и в самостоятельной деятельности.
- Разработка рекомендаций для педагогов по ознакомлению детей с экологией. Введение разнообразных форм работы с детьми по экологическому воспитанию.
- Разработка сборников конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев спортивных развлечений, досугов с детьми и родителями.
Задачи:
- Разработать анкеты для родителей по выявлению отношения семьи к вопросам экологического воспитания детей.
- Взаимодействовать с семьей и социумом по вопросам экологии.
- Разработать требования к созданию развивающей среды в условиях ДОО по экологии.
Такая работа по внедрению нетрадиционных инновационных форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами осуществляется в течении 2012-2016 годов. Оценивая работу по повышению экологической культуры детей, родителей и воспитателей, можно сказать, что родители стали активнее участвовать в жизни ДОО. Также показателем результативности данной деятельности служит – удовлетворенность детей, родителей и педагогов совместной деятельностью.
Литература:
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду (Текст)/ Н. В. Коломина — М.,2003.
- Смирнова В. Тропинка в природу (Текст)/В. Смирнова. — СПб..2003
- Шпотова Т.В. «Времена года» [Текст] / Т.В. Шпотова — М., 2006.