Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие логического мышления у дошкольников посредством применения ТРИЗ-технологии

Дата публикации: 2018-12-26 18:39:50
Статью разместил(а):
Сафиуллина Динара Рафаэловна

Развитие логического мышления у дошкольников  посредством применения ТРИЗ-технологии 

Development of logical thinking in preschool children through the use of TRIZ-technology

Автор: Сафиуллина Динара Рафаэловна

МДОУ "Чердаклинский детский сад №1 "Радуга", р.п.Чердаклы, Ульяновская область, Россия

E-mail: dinara.safiullina2013@yandex.ru

Safiullina Dinara Rafaelovna

Kindergarten №1 "Raduga", Cherdakly, Ulyanovsk oblast, Russia

E-mail: dinara.safiullina2013@yandex.ru

 

Аннотация: Эффективной педагогической технологией для развития логического мышления у дошкольников является ТРИЗ-технология. ТРИЗ-технология включает в себя методы и приёмы, помогающие нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

Abstract: Effective pedagogical technology for the development of logical thinking in preschool children is TRIZ-technology. TRIZ-technology includes methods and techniques that help us not only to develop children's imagination, logical thinking, and the desire to think systematically, to understand the essence of the processes.

 

Ключевые слова: логическое мышление, ТРИЗ-технология.

Keywords: logical thinking, TRIZ-technology.

Тематическая рубрика:Дошкольное образование.

 

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из основных задач воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. Одной из эффективных педагогических технологий для развития логического мышления у дошкольников является ТРИЗ-технология. ТРИЗ-технология включает в себя методы и приёмы, помогающие нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие лично­сти и ее активности. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его вос­питания.  Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. Изучив современные механизмы воспитания творческой личности  и проанализировав все имеющие­ся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, я пришла к выводу, что существует необходимость заменить традиционную технологию воспитания и обучения  на иннова-ционную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы. Следует отметить, что ТРИЗ-технология обучает  творческой педагогике  не только ребёнка, но и воспитателя.

Как правило, дети с самого рождения пытаются, анализируя информацию взрослых, понять закономерности происходящих процессов, проявляя свою непосредственность и наивность. Дети начинают понимать, что изобретать - это значит решать противоречия. Невозможно описать все методы и приёмы ТРИЗ-технологии, но можно с уверенностью отметить: возможности ТРИЗ-технологии поистине неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлечённости. Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешен в жизни. Нет, конечно, в первую очередь мы все хотим, чтобы наши дети были счастливыми. Но мне кажется, что возможность самовыражаться  и добиваться высот в какой-либо области – это и есть одна из сторон счастливой и гармоничной жизни.

Логика же в этом играет немаловажную роль. Используя в своей работе ТРИЗ – технологию, я убедилась в том, что решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию таких умственных способностей: логика, рассуждение и действие, гибкость мыслительного процесса, смекалка, сообразительность, пространственные  представления. Не нужно ждать, когда ребёнок пойдет в школу, чтобы развить у него логическое мышление. Каждый, безусловно, рождается с определёнными способностями и талантами, но в наших руках научить ребёнка мыслить логически.

ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных образовательных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ-технологии, а также формы и методы обучения.  Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования логического мышления, воображения и речи дошкольников.              

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ-технологии в процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и развития речи.

Обучение детей методикам ТРИЗ-технологии подразумевает  воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях. Систематическое изучение  методов ТРИЗ-технологии и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ-технологии, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.

В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ-технология позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает им прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.

Советы и рекомендации  при работе по формированию у ребёнка  творческого воображения и логического мышления:

1.     Никаких лекций!

2.     Если ребёнок ответит «Не знаю» - советуем ему подумать.

3.     Максимум  экспериментальной  проверки.

4.     Первая гипотеза может быть любой.

5.     Никогда не говорите: «Нет, это не правильно».

6.     Старайтесь выстраивать цепи гипотез.

7.     Пользуйтесь только теми знаниями, образами, которые есть у ребёнка.

8.     Чтобы чему-то научить ребёнка, нужно знать самому.

С самого раннего детства можно ребёнка научить думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Но не нужно начинать эту работу  стихийно, помните, что в любом деле важна системность и последовательность. Большую роль в этой работе играет преемственность  в работе детского сада и семьи. Дома при одевании предложите ребёнку сравнить туфельки младшего или старшего брата со своими: выяснить какая туфелька больше или меньше, путём прикладывания подошвы друг к другу. А во время обеда спросите у ребёнка, что он будет есть большой ложкой, а что – маленькой.

На прогулке предложите собирать большие и маленькие камешки, листья красные, жёлтые, зелёные, коричневые. Принесите ребёнку много разных баночек и флаконов с крышками, чтобы он мог подбирать крышки по размеру баночек. Замесив тесто для печенья, делайте его вместе с ребёнком. Дайте ребёнку возможность  проявить фантазию, придумайте смешные названия его произведениям. Включите свою фантазию, предложите ребёнку поменяться ролями: «Представь, что случилось чудо: ты вместо меня была мамой, а я – твоя доченька».

На самом деле существует множество занимательных игр и упражнений для развития логического мышления. Хотелось бы отметить некоторые из них:

1.     «Теремок» (Тренирует аналитическое мышление, учит выделять общие признаки путём сравнения.)

2.     «Запомни картинки» (Развивает зрительную память, произвольное запоминание с использованием приёма  «группировки»)

3.     «Да – Нетки» или «Угадай, что я загадала»

4.     «Перевирание сказки»( Обучает ребёнка одновременно операции декомпозиции и композиции)

5.     «Колумбово яйцо» (творчество с использованием геометрических фигур)

6.     «Путешествие бабочки» (Учит ориентироваться на плоскости по слуховому восприятию команд  воспитателя) и множество других игр .

Многолетний опыт работы по воспитанию творческой личности, способной  самостоятельно ставить и творчески решать проблемы, показал, что ребёнок, овладев всеми мыслительными операциями, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное логическое мышление, развитое воображение.

 

Список литературы:

1.  Гин С. И. Мир загадок — Издательство «Москва», 2006г.

2.  Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008г.

3.  Сидорчук Т.А., «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания, 2015г.

4.  Сидорчук Т.А., Прокофьева Н.Ю. «Технологии развития интеллекта дошкольников», 2015г.

5.  Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. «Формирование системного мышления дошкольников», 2015г.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN