Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ручного труда

Дата публикации: 2018-12-31 13:51:23
Статью разместил(а):
Кирсяева Надежда Владимировна

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда

Development of creative abilities of preschool children through artistic manual labor

 

Автор: Кирсяева Надежда Владимировна

МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 1 "Берёзка", г. Днестровск, Приднестровская Молдавская Республика.

E-mail: nadianadegda@yandex.ru

Kirsiaeva Nadezhda Vladimirovna

Kindergarten № 1 "Berezka", Dnestrovsk, Pridnestrovian Moldavian Republic.

E-mail: nadianadegda@yandex.ru

 

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос развития творческих способностей посредством художественного ручного труда.

Abstract: This article discusses the development of creative abilities through artistic manual labor.

 

Ключевые слова: ручной труд, творчество дошкольников.

Keywords: manual labor, the creativity of preschoolers.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.

Содержание художественного труда дошкольник составляют:

-     работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с тканями, природными материалами, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров);

-     работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, составление декоративных букетов из сухих и живых растений);

-     работа с глиной (создание декоративных украшений, изготовление мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);

-     работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение из синтетической пряжи, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей).

-     бросовый материал.

Для детей дошкольного возраста самый доступный и легко поддающийся обработке материал - бумага. Работа с бумагой - это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.

Дошкольники  из бумаги выполняют различные двухмерные и трехмерные формы. Ребенок исследует возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая ее на части, но затем объединяет их и получает новую форму.

Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создает большие возможности для творчества детей.

Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Восхитительная белоснежная бумажная пластика, волшебная игра света и тени, бесконечные творческие возможности и перспективы ее использования заставляют удивляться и искать новые пути решения художественных образов и сюжетов.

Если взять две полоски бумаги одного цвета, но разных по размеру, сделать кольцо из каждой, соединить их, а затем добавить чуть-чуть воображения, можно сделать зверей для театрального представления (цыпленка, поросенка, кошку, зайца, и т.д.). В качестве основы для выполнения фигурок животных и людей может быть использован конус или цилиндр.

Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы сгибания для полученного нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи.

Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. Каждое время года богато своими природными дарами: от красивых зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени и сухих, на первый взгляд, неприметных растений, которые мы считаем сорняками. Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материалов: запах, цвет, форму, строение. В дальнейшем, имея определённый опыт, они способны ответить на разнообразные вопросы: что бывает твердым, сочным, мягким? Что растет на соснах и елках? Какие деревья бывают лиственными и хвойными? Что растет на лугу, в поле? Что бывает большим и маленьким, закругленным и острым? У детей не только обогащается словарный запас, но и развивается аналитическое мышление: они стремятся соотнести с увиденным свои поделки, дать им образные названия. Практически нет такого природного материала (за исключением ядовитых растений), который нельзя было бы использовать для поделок, нет и установленных правил, как его использовать.

Особо выделяются занятия работы с глиной (пластилином) - лепка. Занятия лепки способствуют формированию таких качеств личности, которые являются для человека не какими-то специфическими (необходимыми только для этой и подобной работы), а общезначимыми. Эти занятия развивают умственные способности воспитанников, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству. Дети с удовольствием лепят декоративные игрушки по мотивам народных образцов, посуду, настенные рельефы, декоративные маски. Дошкольники знакомятся с народными промыслами. Кроме того, все эти изделия очень отчетливо тяготеют к настоящему декоративно-прикладному искусству, связаны с жизнью.

По сравнению с обработкой других материалов работа с текстильными изделиями имеет свои особенности. Работая с тканью, дети  значительно расширяют свой кругозор, словарный запас, знакомясь с названиями инструментов, материалов, трудовых процессов. Изготовление выкроек способствует упражнениям в вычислениях, в сопоставлении и отработке понятий "больше-меньше", "уже", "короче", "длиннее". При изготовлении изделий по выкройке и обработке деталей, представляющих собой различные геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, окружности) закрепляется геометрический материал, изученный на занятиях по развитию элементарных математических представлений. Уроки рукоделия также взаимосвязаны с уроками рисования. Дети приучаются подбирать цвета ниток для шитья, узнают, что в зависимости от особенности изделия, его конструкции и назначения подбираются ткани соответствующего качества и цвета.

Практические упражнения в обработке текстильных материалов развивают глазомер. Качество работы при этом во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при составлении выкройки, при разметке, резании, сшивании и других операциях. Обработка текстильных материалов по сравнению с другими требует более кропотливого и упорного труда.

Работа по шитью, плетению привлекает детей своими результатами. Сколько радости получают дошкольники от сделанной своими руками закладки, салфетки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, малышей. Перечень практических работ включает изделия, которые по назначению можно сгруппировать следующим образом: хозяйственно-бытовые, учебные, игровые сувениры и подарки.

Итак, правильно организованный ручной труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармоничного развития детей.

Многие педагоги, психологи часто размышляют о том, от чего зависит успех или неудача ребенка в изготовлении той или иной работы. Не всегда там, где усилий затрачено больше, результат лучше. Различные эксперименты и исследования показали, что успех гарантирован тогда, когда воспитатель осуществляет индивидуальный подход, проявляет уважение к личности каждого ребёнка, верит в способности и возможности всех своих воспитанников.

Развитие творческих способностей через ручной труд является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.

Ручной труд даёт очень большие возможности детям для реализации  своих возможностей.

В процессе создания игрушки или поделки дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал знаний, они получают при этом и, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

Синтетический характер художественной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к творчеству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к художественному труду, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

Ручной труд в дошкольном учреждении научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Опираясь на собственный опыт и работы Л.В. Куцаковой, Т.Н. Дороновой, Парамоновой А.А. и других авторов, мы разработали практические рекомендации по организации ручного труда детей для педагогов дошкольных учреждений.

Прежде всего, в группах дошкольного учреждения необходимо создавать условия для творческой активности детей. Поощрять детей самостоятельно выбирать той вид деятельности, который ему ближе, развивать способность свободно выбирать тот материал, который он считает нужным для выполнения своей работы, побуждать к экспериментированию с различными материалами, проявление своего творчества.

Приобщать детей к ручному труду (знакомить с национальными видами деятельности – плести из лозы и т.д.).

Обеспечивать взаимосвязь ручного труда с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.

Создавать условия для совместной работы детей и взрослых (родителей).

     Организация уголка по ручному труду.

В группе дошкольного учреждения рекомендуется организовать уголки (мастерские) по ручному труду. В них дети собирают:

-     различный природный и бросовый материал;

-     схемы, пиктограммы;

-     рисунки и карточки;

-     цветная бумага, картон, клей, кисточки, краски, ножницы и т.д.

Но инструменты, такие как шило, иголки, бисер должны находиться в недоступном месте. Ребенок с ними работает только совместно с взрослым.

Взрослые должны не забывать соблюдать меры безопасности и напоминать их детям.

 

Библиография:

1.      Гусарова  Р.Р.  Техника изонити для дошкольников.

2.      Давыдова  Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы.

3.      Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю.  Детское художественного творчество.  Методическое пособиедля воспитателей и педагогов. – М.: Мозайка – Синтез, 2006.

4.      Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990.

5.      Леонова О.  Рисуем нитью. Ажурные картинки.

6.      Острун Н., Лев А.  Бумажный зоопарк.

7.      Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.