Системный подход к организации работы по развитию понимания речи и активизации словаря детей
Системный подход к организации работы по развитию понимания речи и активизации словаря детей раннего возраста
System approach to the organization of work on the development of speech understanding and revitalization of the dictionary of young children
Автор: Крячкова Елена Тимофеевна
МОУ «Детский сад № 269 Ворошиловского района Волгограда», Волгоград, Россия
E-mail: e_kryachkova@mail.ru
Kryachkova Elena Timofeevna
Kindergarten № 269 Voroshilovsky district of Volgograd, Volgograd, Russia
E-mail: e_kryachkova@mail.ru
Аннотация: В данной статье я раскрываю актуальность и необходимость построения системного подхода к организации воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста по развитию у них понимания речи и активизации словаря, в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения.
Аnnotation: In this article, I reveal the relevance and necessity of building a systematic approach to the organization of educational and educational work with young children to develop their understanding of speech and vocabulary activation, in the context of the municipal pre-school educational institution.
Ключевые слова: дети раннего возраста, развитие понимания речи.
Keywords: young children, development of speech understanding.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Одной из важнейших задач воспитания и обучения детей раннего возраста является развитие речи. Задача раннего формирования речи актуальна, своевременна и сложна.
По данным диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста, по результатам анкетирования и бесед с родителями мы видим, что дети, поступающие, в детский сад имеют трудности в речевом развитии. Родители часто не знают, как правильно помочь преодолеть эти недостатки ребёнку. Иногда не обращают должного внимания на эти проблемы. Обидно, когда ребёнок отстает в речевом, а, следовательно, и умственном развитии по вине окружающих взрослых людей. Своевременное развитие понимания речи, так же важно, как и своевременное физическое развитие ребёнка.
Педагоги должны помочь понять родителям, что речь усваивается ребёнком по подражанию, поэтому он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих его людей. По этой причине ему необходимо обеспечить правильный образец для подражания, на который он мог бы с самого начала равняться. Особенно неразумным представляется нам «сюсюкание» с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия, оказываемого на ребёнка « по доброй воле» родителей, других взрослых, но с нисколько не меньшими от этого отрицательными последствиями.
Как не вспомнить пословицу: «Всему своё время», и это как нельзя кстати, говорит о том, что всё надо начинать с раннего возраста. Именно в этом возрасте формируются возрастные новообразования, которые служат фундаментом для следующих новообразований. Если в раннем возрасте произошло отклонение в развитии, то это отклонение сохранится и в дальнейшем, если вовремя не произойдет коррекция этого отклонения.
Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершенствующийся в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания.
Развитие понимания речи является важнейшей задачей на начальном этапе речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общение детей со сверстниками в раннем возрасте, несмотря на то, что находится на этапе становления, вносит свой вклад в психическое развитие. Основное значение общения со сверстниками состоит в том, что оно открывает возможности для самовыражения ребёнка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания
Поэтому, мы считаем, что в детском саду необходимо создание таких педагогических условий, которые способствовали успешному речевому развитию ребёнка, а также целесообразно разностороннее педагогическое просвещение родителей. Это будет способствовать более полному и качественному решению этой проблемы.
Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основные задачи:
· создавать благоприятные условия для овладения правильной речью;
· способствовать комплексному планированию работы по развитию понимания речи и активизации словаря с детьми раннего возраста;
· закреплять и развивать у детей навыки речевого общения;
· формировать у детей желание овладевать богатством родного языка;
· приобщать родителей к проблемам воспитания и обучения детей;
Основные факторы, способствующие в работе по развитию понимания речи и активизации словаря с детьми раннего возраста.
Одними из основных задач воспитания и обучения детей раннего возраста являются задачи развития речи детей:
- расширение их словарного запаса;
- совершенствование грамматической структуры речи;
- обучение понимания речи взрослых без наглядного сопровождения;
- формирование представлений о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними;
- добиваться того, чтобы речь детей стала полноценным средством общения друг с другом
Для своевременного и полноценного развития речи в условиях детского сада необходимо учитывать следующие факторы:
Первый фактор: Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением.
Сочетание слов с непосредственным сенсорным восприятием остается на протяжении первых 3 лет ведущим для развития речи: это совместное со взрослым рассматривание предметов, наблюдение за явлениями природы, действиями окружающих. Здесь одним из условий, стимулирующих речь, является сила ориентировочной реакции: понимание слова устанавливается быстрее при наличии сильной заинтересованности детей, сосредоточении на называемом предмете. Поэтому следует внимательно наблюдать за поведением ребёнка и более часто использовать именно те предметы и действия с ними, которые вызывают больший интерес, а тем самым и большую речевую активность. Для усиления ориентировочной реакции можно применять метод изменения местонахождения предмета, а также предварительное словесное обращение к ребёнку: «Кто там?», « А кто сейчас придёт?».
Второй фактор: Установление частого эмоционально-положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой.
Здесь необходимо выполнение двух обязательных условий:
- обеспечение частого общения воспитателя с каждым ребёнком, т.есть при проведении групповых игр и занятий следует по возможности чаще обращаться к каждому в отдельности.
- воспитывать у детей потребность в общении со взрослым.
Третий фактор: Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
Здесь существенную роль играет также общение воспитателя с ребёнком во время таких жизненно важных процессов, как кормление, укладывание спать, одевание на прогулку. Частая повторяемость этих процессов, разнообразие и обилие предметов, с которыми дети сталкиваются в это время.
Второй год жизни ребёнка – период интенсивного формирования всех сторон речи. От понимания отдельных слов и коротких фраз ребёнок проходит путь к пониманию словесных поручений взрослого и выполнению нескольких действий, к пониманию несложного сюжета в показах-инсценировках и на картинках.
Сначала понимание значительно опережает развитие активной речи. Поэтому необходимо развивать у детей способность подражания, увеличивать запас понятных ребёнку слов, воспитывать умение пользоваться речью при обращении к взрослым. Задача совершенствования понимания речи взрослого заключается в формировании разнообразных связей между предметами и словами. Ребёнку необходимо научиться узнавать известные предметы в различной обстановке; осознавать, что действия, относящиеся к одному предмету, могут быть перенесены на другие. К концу второго года жизни слуховое восприятие совершенствуется настолько, что дети могут различать предметы с фонетически близкими названиями, узнавать и называть знакомые мелодии.
Для развития речи детей и ориентировки в окружающем мире необходимы такие виды деятельности, как наблюдение и рассматривание картинок. Ребёнка привлекают к наблюдению за трудом взрослых и других детей, некоторыми явлениями природы. При этом приучают понимать простейшие причинно-следственные связи, сравнения.
Яркость, динамичность, эмоциональность – условия для лучшего запоминания названий предметов и действий, сохранения устойчивого к ним интереса.
На третьем году жизни представления о мире, об особенностях предметов, их соподчиненности, назначении значительно расширяются. На третьем году жизни детей шире знакомят с окружающей жизнью – с элементарными признаками и назначениями предметов. Во время еды, умывания, одевания и других режимных процессов взрослый говорит с ребёнком, называет качества и признаки предметов. Необходимо избегать в разговоре с ним употребления однообразных, изо дня в день повторяющихся слов, выражений. Одни и те же мысли, по-разному высказанные взрослым, не только обогащают словарь детей, но и расширяют, углубляют его представления об окружающем.
У детей в этом возрасте формируется такая важная предпосылка совершенствования произношения, как умение относительно тонко дифференцировать звуки в словах, произносимых взрослым. Ошибки в различении предметов со сходно звучащими названиями наблюдаются в тех случаях, когда речь идёт о малознакомых или сильно измененных по виду объектах. Бедность впечатлений, представлений, отставание в развитии понимания также могут служить причиной несовершенного различия сходно звучащих слов. Облегчают овладение правильным произношением игры с звукоподражанием. В обычной жизни, беседах с ребёнком, на занятиях его поправляют и просят повторить слово правильно.
В разговоре с ребёнком взрослый должен учитывать уровень речи ребёнка, но вместе с тем его собственная речь должна быть более совершенной: разнообразной по построению предложений, богатой по словарю, выразительной по интонации.
Помните: при стимуляции раннего речевого развития ребёнка надо придерживаться золотого правила: все то, что мы хотим, чтобы ребёнок повторил за нами и научился произносить правильно, должно быть ему интересно, понятно и доступно в произношении на данном этапе. Для малышей третьего года жизни также важен положительный эмоциональный настрой.
Помните: от вашего состояния во многом зависит успешность работы с ребёнком. не следует ругать ребёнка за нежелание заниматься или неправильное выполнение того или иного задания: у него может сложиться негативное отношение к занятиям в целом.
Специальные психолого-педагогические условия для развития речи детей раннего возраста:
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию новых впечатлений;
2. Правильная речь педагога.
3. Чувство уверенности, поддержки со стороны взрослого;
4. Формирование потребности в общении с взрослыми и сверстниками.
5. Речевое сопровождение всех видов повседневных дел в течение дня.
6. Домашняя жизнерадостная атмосфера комфорта.
7. Организация специальных игр и занятий с детьми
8. Установление с каждым ребёнком эмоциональных и «деловых» контактов.
Понимание речи у ребёнка формируется постепенно:
1. Сначала ребёнок понимает - слова-указания;
2. Затем слова-названия;
3. Понимание слов - инструкций и поручений;
4. Понимание рассказов или контекстной речи.
Руководство развитием речи детей в повседневной жизни
Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью. Детей следует учить обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть. и т. д. С малышами надо говорить обо всём, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений. Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: и когда общается с отдельным ребёнком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и.т. д. и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой ( вместе с детьми что-то рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет, путешествует по детскому саду и территории участка).
Детям надо часто и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях: о шалостях и проказах котёнка, щенка, о забавном попугае, об умной собаке, хитрой вороне и т. д.
Задача педагогов работающих в группах раннего возраста на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении, развивать понимание речи и активизировать словарь.
Список литературы:
1. А.Г. Рузская, С.Ю.Мещерякова - Развитие речи /Игры и занятия с детьми раннего возраста/ : И. «Мозаика Синтез» Москва 2007г;
2. О.С. Рудик - Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности: Сфера – Москва- 2009г.
3. Л. Н.Галигузова, С.Ю. Мещерякова- Педагогика детей раннего возраста: Владос Москва 2007г.
4. С.Н. Теплюк - Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада /методические рекомендации к программе / Мозаика – Синтез Москва -2008г.