Физкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста

Дата публикации: 2019-01-24 16:36:35
Статью разместил(а):
Меркушова Виктория Валерьевна

Физкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста

Sports and fitness work in the group of young age

 

Автор: Меркушова Виктория Валерьевна

МАДОУ № 11 д\с «Сказка», г. Кумертау, Россия

E-mail: evvs82@gmail.com

Merkushova Victoria Valeryevna

Kindergarten "Skazka", Kumertau, Russia

E-mail: evvs82@gmail.com

 

Аннотация: Сущность опыта работы описанного в статье состоит в обеспечении физического здоровья детей раннего возраста, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм. Представленный опыт применения традиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры.Предлагаемый опыт подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему.

Abstract: The essence of the work experience described in the article is to ensure the physical health of young children, healthy lifestyles of pupils through the optimal combination of theory and practice, the choice of modern means, methods and forms. The presented experience of applying traditional approaches to the use of various forms of work with children will increase the interest of the child to preserve their health, to engage them in games. The proposed experience will tell teachers and parents how to raise their children healthy, strong, how to teach them to value their health and to treat them responsibly.

 

Ключевые слова: конспект, занятие, физическая, детский сад, старшая группа.

Keywords: abstract, lesson, sports, kindergarten, senior group.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Любой ребенок рано или поздно знакомится с детским садом. Оторванный от мамы, оказываясь в новом социальном окружении, он испытывает колоссальное потрясение, стресс. Попадая в незнакомую среду дошкольного учреждения, ребенка буквально пугает всё, что встречается на пути. И в данной ситуации зависит от педагога, насколько правильно он сможет оценить состояние ребёнка и грамотно организовать его пребывание в детском саду, используя индивидуальный подход и тесно сотрудничая с родителями. Тихое звучание спокойной музыки, ласковая интонация воспитателя, проявление заботы к каждому малышу, большие мягкие игрушки создадут у ребенка ощущения комфорта и уюта. Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, я определила приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в адаптационный период.

Я подметила, что дети активные, подвижные, любознательные, имеющие положительный опыт общения, как со взрослыми, так и со сверстниками, охотно идут в детский сад и в меньшей степени переживают расставание с родителями. Но даже хорошо привыкающие к детскому саду дети, несмотря на кажущееся внешнее спокойствие, испытывают сильные переживания. Внутреннее напряжение заставляет ребенка длительное время находиться без движения, в пассивном состоянии, что несвойственно для данного возраста. При обследовании детей подтвердился факт закономерной взаимосвязи между состоянием здоровья ребенка и его двигательной активностью. Стараясь справиться со стрессом, организм ребенка ослабевает. Больше всего страдает иммунная система, ребенок становится уязвим к внешним воздействиям инфекций и как следствие чаще болеет.

При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребенка.

Не менее 50-60% всего периода бодрствования должно быть отведено организации двигательной активности малышей. Потребность в движениях у маленьких детей проявляется ярче, и ограничить ее бывает значительно труднее. Это обусловлено тем, что в данном возрасте детей характеризует действенная позиция познания окружающего мира. Детям свойственна частая смена движений и поз до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают.

Физические упражнения с раннего возраста закладывают мощный фундамент здоровья ребенка на всю последующую жизнь. Чтобы привить ребенку потребность в физических упражнениях, надо начинать с раннего детства. Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив имеют тенденцию к ухудшению. Среди 30-35% детей дошкольного возраста отмечаются частые ОРВИ, у 3% снижение зрения, распространённость ортопедической патологии доходят до 80%, высоки показатели заболеваемости внутренних органов, нервной системы. Это побуждает искать новые пути оздоровления детей. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого воспитателя.

Организация периода адаптации – серьезная забота педагога детского сада. Очень важно постараться сделать все возможное, чтобы стрессовое состояние, которое испытывает в этот период малыш, не отразилось на его здоровье.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в это время помогают снять напряжение и скованность у детей и способствует более легкому привыканию к новым условиям. На мой взгляд, целесообразно выполнять следующую работу:

  • Ознакомление с медицинскими картами детей.
  • Ознакомление листков здоровья по мере поступления детей.
  • Заполнение листов адаптации.
  • Создание в группе психологически комфортной обстановки, атмосферы радости, покоя, тепла.

Я использовала для этого в своей работе фольклорные произведения, пальчиковые игры: «На блины», «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой люли, люли», «Кто у нас хороший?», «Жил был у деточки маленький носик».

  • Осуществляла постепенный прием детей по щадящему режиму (не более 2-3-х детей в неделю), индивидуальному для каждого ребенка.
  • Ежедневно наблюдала за психологическим состоянием детей на протяжении всего периода адаптации, с отметками в индивидуальных листах адаптации.
  • В группе была создана специальная предметно-развивающая среда для самостоятельной двигательной активности детей (много свободного места, различные двигатели, каталки, детали мягкого модуля: горка, ступеньки, различные предметы для составления дорожки препятствий).
  • Для создания доверительных отношений между педагогом и ребенком я организовывала игры-забавы: «Я иду к Вам в гости с подарками», «Загляни ко мне в окошко», «Шли – шли, что-то нашли», «Приходите ко мне в гости».
  • Важную роль сыграли игры – сюрпризы и игровые упражнения: «Прятки», «Зашагали ножки топ-топ-топ», «Мой веселый звонкий мяч», «Догони ленточку», «Мыльные пузыри», «Догонялки».
  • Мною были организованы физические упражнения на улицах: прокатывание мяча в прямом направлении, скатывание мяча с горки, ходьба по бревну приставным шагом боком, ходьба в ограниченном пространстве на высоте (вертикальные бревнышки), перешагивания через бревнышки, ходьба по кругу.
  • Большую роль в адаптационный период имеют индивидуальные занятия по физической культуре в группе и на улице.

- пройди по деревянному мостику.

- проползи под двумя дугами к игрушке.

- проползи на четвереньках по дорожке к книжке.

- скати мяч с деревянной горки.

- собери мячи в корзину.

- постучи погремушкой о ладонь.

- позвени погремушкой.

- постучи погремушкой о ладонь воспитателя.

- постучи кубиками друг о друге.

- постучи кубиком об пол.

- ходьба с погремушкой.

Для поддержания эмоционального настроения детей мною были организованны игры-забавы (фольклорные попевки, потешки, пестушки, прибаутки: «Потягунюшки, поростунюшки!», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-ворона», «Скок-скок молодой дроздок», «Андрей воробей», «Из-за леса из-за гор».

 

Список литературы.

  1. Е.И. Подольская. Оздоровительная гимнастика.
  2. А.С. Ронжина. Занятия с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
  3. Л.Ю. Кострыкина. Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста.
  4. В.А. Шишкина. Движение + движения. Кн. для воспитателя дет. сада.