Взаимодействие ДОО и семьи как условие реализации ФГОС ДО

Дата публикации: 2019-02-01 02:28:48
Статью разместил(а):
Горбачева Ирина Сергеевна

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие реализации ФГОС ДО

Interaction of preschool educational organization and the family as a condition for the implementation of GEF DO

 

Авторы:

Горбачева Ирина Сергеевна

МБДОУ № 27, г. Белово, Кемеровская область, Россия

E-mail: gorbacheva20082015@mail.ru

Gorbacheva Irina Sergeevna

Kindergarten № 27, Belovo, Kemerovo region, Russia

E-mail: gorbacheva20082015@mail.ru

Прокудина Галина Леонидовна

МБДОУ № 27, г. Белово, Кемеровская область, Россия

E-mail: galina.prokudina.70@mail.ru

Prokudina Galina Leonidovna

Kindergarten № 27, Belovo, Kemerovo region, Russia

E-mail: galina.prokudina.70@mail.ru

Аннотация: Описание работы ориентировано на взаимодействия детского сада с семьей. Отражение взаимосвязи общественного и семейного воспитания в ряде нормативно-правовых документах, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании».

Annotation: Description of the work is focused on the interaction of the kindergarten with the family. Reflection of the relationship of public and family education in a number of legal development documents to inform, including the "Concept of simple pre-school education", the Law "on the basis of education to create".

 

Ключевые слова: Детский сад, семья, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Key words: Kindergarten, family, Federal state educational standard of preschool education.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Проблема взаимодействия детского сада и семьи в последнее время попала в разряд актуальных проблем. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенства общественным учреждениям.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражения в ряде нормативно-правовых документах, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об организации». В соответствии с Законом «Об образовании» приказ N 273-ФЗ 29 декабря 2012 года одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является обеспечение благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной личности, следовательно, необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада, семьи и социума.

В последние годы в системе образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечают новым социальным запросам, где родители должны быть активными и полноценными участниками образовательного процесса. Меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Дошкольная образовательная организация не только способствует всестороннему развитию ребенка, но и консультирует, родителей по данным вопросам. Меняется позиция педагога дошкольного учреждения - он не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Родители являются основными заказчиками детского учреждения, поэтому взаимодействие воспитателей с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнёрства, диалога.

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью детского сада, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьей, а ФГОС дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной программы организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

В соответствии с ФГОС дошкольная образовательная организация обязана:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с семьей неоспоримы:

  • это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
  • это учет индивидуальности ребенка.
  • родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
  • это укрепление внутрисемейных связей,
  • это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
  • это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Педагоги нашего образовательной организации уделяют большое внимание сотрудничеству с родителями, поскольку без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с какими, даже очень квалифицированными воспитанием в детском саду.  Все это позволяет нам рассматривать работу по взаимодействию с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности нашей дошкольной организации на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм сотрудничества в соответствии с ФГОС дошкольного образования на основе дифференцированного подхода через взаимодействие дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В основу работы по взаимодействию нашего с родителями положена идея о том, что педагогами разработана система работы по взаимодействию детского сада и молодой семьи на основе дифференцированного подхода. 

В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, посещающие детский сад, их родители.

На первом этапе была апробирована составленная нами методика диагностики по выявлению уровня сформированности педагогической культуры родителей и выявлению особенностей семейного воспитания, которая включала наблюдения, беседы, анкетирование.

Анализируя полученные данные, пришли к следующим выводам:

  1. Большинство родителей испытывают сложности во взаимоотношениях с ребёнком;
  2. Родители часто не понимают проблем ребенка;
  3. Большинство родителей переносят вину за недостатки в его развитии на самого ребенка;
  4. Родители непоследовательны в общении с ребёнком;
  5. Развитие ребенка во многих молодых семьях подвержено влиянию случайных обстоятельств.
  6. На неудачи ребенка в дошкольном учреждении иной раз реагируют агрессивно, начинают ругать ребенка;
  7. Большинство родителей считают, что агрессивные интонации и наказание являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье;
  8. Не все ориентируются в теоретических вопросах воспитания и обучения детей;
  9. Родители чаще заботятся о внешних результатах и фактах, чем о причинах и переживаниях ребенка;
  10. Эмоциональное отношение к ребенку выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем.

В рамках системы педагогической работы с семьями в нашем детском саду планируется создание родительского клуба «Молодая семья – наши помощники». Так как преобладающая часть родителей не имеет специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми, что позволяет рассматривать работу с родителями в качестве одной из актуальных проблем деятельности дошкольной образовательной организации на современном этапе. Ведь важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Цель родительского клуба - ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи молодым семьям, вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.

Ожидаемый результат:

  1. Помочь родителям справляться с проблемами, возникающими при воспитании детей, лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
  2. Обучить родителей играм, упражнениям, развивающим познавательные процессы у детей и их эмоциональную сферу.
  3. Научить родителей прислушиваться к своим детям, их чувствам, помочь установить доверительные отношения с ребенком.
  4. Вовлечь родителей в процесс воспитания и обучения как необходимости развития собственного ребенка.
  5. Создать условия для осознания родителями необходимости взаимодействия с педагогами по проблеме воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада;
  6. Обеспечивать положительное эмоциональное отношения родителей к совместному обсуждению проблем воспитания детей дошкольного возраста, поддерживать проявление интереса, стимулировать активное участие в работе клуба.

Система работы по вовлечению родителей в совместную деятельность детского сада по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста будет вестись по четырем направлениям:

  1. Информационно-аналитическое.
  2. Педагогическое.
  3. Наглядно - информационное.
  4. Практическое.

В рамках педагогической работы клуба по воспитанию и обучению детей необходимо разработать комплекс мероприятий совместной деятельности в конспекте «педагог – родители», «педагог – родители – дети».

 

Литература:

1.    Антонова, Т. А., Волкова, Е. В., Мишина, Н. А. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013. - №6 – С. 34-36.

2.    Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации) [Текст] - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2015. – 186 с.

3.    Головина, Б. А. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей [Текст] / под ред. Б. А. Головина. — М.: «Издательские решения», 2015. – 255 с.

4.    Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст]  / Т.Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. – 2015 – 204 с.

5.    Крылова, Н. М. Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности [Текст]  / Н. М. Крылова. — 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 264 с.; 2 приложения.

6.    Павлова, Л. О. взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста [Текст] – «Школьная пресса» // Дошкольное воспитание - 2016. - №8 – С. 39- 41.