Основные виды инновационных технологий в работе педагога-психолога
Основные виды инновационных технологий в работе педагога-психолога
The main types of innovative technologies in the work of a teacher - a psychologist
Автор: Вельмова Светлана Петровна
МДОУ "ДС "Буратино", с. Красноселькуп, Россия
E-mail: velmova73@mail.ru
Velmova Svetlana Petrovna
Kindergarten "Buratino", Krasnoselkup village, Russia
E-mail: velmova73@mail.ru
Аннотация: в статье описан опыт работы педагога-психолога детского сада по использованию инновационных технологий.
Annotation: The article describes the experience of the work of a kindergarten teacher and psychologist in the use of innovative technologies.
Ключевые слова: инновационные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии.
Keywords: innovative technologies, health-saving technologies, information technologies.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
И основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Инновационные технологии, используемые в работе педагога-психолога ДОУ обладают огромным потенциалом повышения качества образования.
В профилактической, коррекционно-развивающей работе использую здоровьесберегающие, информационно- коммуникационные, игровые технологии: возможности «Интерактивной песочницы iSandBOX», Монтессори педагогики, пальчиковую гимнастику, игротерапию.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают ребенку возможность сохранения здоровья, формируют у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни ( Монтессори педагогика).
Педагогика Марии Монтессори позволяет обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности по направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развитие. Коллекция оригинальных упражнений, подробно разработанных Марией Монтессори и составляющих «подготовленную среду» для развития ребенка, позволяют учитывать индивидуальные особенности здорового и ребенка с нарушениями в развитии; они применимы для детей, чье развитие протекает с особенностями, нередко по причине болезни.
Пальчиковая гимнастика, вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей.
Одно из обязательных здоровьесберегающих технологий в ДОУ игротерапия. Игротерапия подразумевает привлечение воспитанников к участию в разнообразных играх, где дети могут проявить эмоции, переживания, фантазию; снять психоэмоциональное напряжение; избавиться от страхов.
Использование информационных технологий, нетрадиционных методов и способов для развития и самореализации дошкольников и в процессе занятий существенно усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать, работать самостоятельно («Интерактивная песочница iSandBOX»).
В играх с интерактивным песком на интерактивной песочнице у ребенка более гармонично и интенсивно развиваются познавательные процессы, а также речь и моторика. Все режимы интерактивной песочницы iSandBOX имеют информационно- образовательный компонент. При использовании режимов песочницы дети изучают цвета, форму, величину, формирование навыка ориентации в пространстве, таким образом, происходит развитие познавательной сферы. Эмоционально - насыщенные игровые постройки способствуют стабилизации психоэмоциональной сферы. Все базовые эмоции адекватно проживаются в интерактивной песочнице. При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость ребенка.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Список литературы:
1. Хилтунен, Е. Монтессори – материал. Школа для малышей [Текст]: книга / Е. Хилтунен. – М.: Издательство «Мастер», 1992. - Часть 1.- 80 с.
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.