Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности
Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности
Development of creative abilities and speech of children through theatrical activities
Автор: Буреева Елена Сергеевна
МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова, СПДО детский сад «Зоренька», с. Московское, Усть-Абаканский район, Республика Хакасия, Россия.
E-mail: bureeva1973@inbox.ru
Bureeva Elena Sergeevna
Middle School named by A.P. Kyshtymova, Kindergarten "Zorenka", Moskovskoe, Ust-Abakansky district, Republic of Khakasia, Russia.
E-mail: bureeva1973@inbox.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте посредством театрализованной деятельности
Abstract: In this article the question of development and education of the child at younger preschool age by means of the dramatized activity is considered
Ключевые слова: дети, игры, сказки, родители, театрализованная деятельность, развитие, способности, игра, творчества.
Keywords: children, games, fairy tales, parents, theatrical activities, development, abilities, play, creativity.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, сильных переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Одним из наиболее эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игру называют ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В свою же очередь театрализованная деятельность решает многие актуальные проблемы педагогики и психологии, которые связаны с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.
Участвуя в театрализованной деятельности, малыши изучают окружающий мир через образы, краски, звуки, а правильно заданные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С помощью процесса театрализованных игр происходит следующее:
1) корректируется поведение у детей и активизируется словарный запас;;
2) расширяется и углубляется знание об окружающем мире;
3) развивается эмоционально-волевая сфера;
4) совершенствуется звукопроизношение, темп и выразительность речи.
Формируя интерес к играм – драматизациям, надо много читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Каждый день читались произведения разных жанров, стараясь голосом и мимикой показать характер героев.
Перед тем как показывать детям сказку, были проведены этюды с куклами – дети знакомились с каждым героем поочерёдно, показывался персонаж, например, зайчик, каждому ребенку было предложено потрогать игрушку ручками, внимательно изучить ее части. Когда дети узнавали всех героев, начинался показ самой сказки. Одно и то же произведение было показано с применением разных видов кукольного театра. Дети узнавали на картинках героев, показывали, как рычит волк, поет петушок.
Для того чтобы достичь устойчивого интереса детей к театрализованным играм были выполнены следующие требования:
1) Театрализованные игры ежедневно включались во все формы педагогического процесса;
2) Тематика содержала в себе максимум полезной информации для детей;
3) Достигалась максимальная активность детей на каждом этапе проведения и подготовки игры.
На занятиях часто использовалась театрализованная деятельность, как игровой приём и форму обучения детей. Вводился персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки, позволял оживить образовательный процесс.
В течение года был разработан и составлен проект по сказке «Колобок», тематическое планирование на неделю по теме «Неделя детской книги», где прослеживалась работа по играм - драматизациям, итоговое мероприятие по тематической неделе – дети драматизировали сказки «Репка», «Курочка Ряба».
В течение года проводилась работа с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети изучают основы актёрского мастерства. Дети ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов дети в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.
В зависимости от времени года дети имитировали, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.
Следующая ступенька – это бессловесная игра-импровизация с одним персонажем. Текст читает воспитатель, и дети импровизируют. Были обыграны потешки «Заинька, попляши», «Едем, едем на лошадке», «Привяжу я козлика», «Кошкин дом», стихотворение И. Токмаковой «Как на горке снег, снег».
С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные. А также рисовали и лепили для сказочных героев или по произведениям.
С целью формирования актёрского мастерства, обучения кукловождению были показаны разные сказки на фланелеграфе, настольный и пальчиковый театр. Проведены игры «Гуси», «Жучка», «Зайчик», «Курочка», «Веселятся все игрушки», где дети обучались приёмам кукловождения.
Было запланировано в течение года поставить театрализованные сказки и показывать их в разных группах. Элементы театрализованной деятельности включены во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Взаимодействие с родителями.
Успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным является организация сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей.
В процессе работе с родителями были поставлены следующие задачи:
1. Провести ознакомление родителей с различными видами театра.
2. Предложить родителям возможность и способы создания театра дома.
3. Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.
4. Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома.
Вниманию родителей были представлен альбом «Виды театров», консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества, «Мама, спой мне песню! » (колыбельных, «Современная детская книга в зеркале психологии», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома».
Родители участвовали в пополнении сундучка с костюмами: вязали шапочки животных, шили разнообразные кокошники для девочек. Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей. А в конце года было проведено собрание, на котором дети и родители показывали сказки.
Таким образом, работа по развитию речи детей через театрально-игровую деятельность будет эффективной, если ее проводить систематически, планомерно, творчески.
Ребенок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои мысли и желания и эмоции, является самобытной, культурной и творческой личностью.
Проведённая работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла определенные результаты:
1. У детей прослеживалось желание проявлять участие в играх, значительно повысился уровень их активности и инициативности.
2. С помощью театрализованной игры дети стали использовать в своей деятельности жесты, мимику, различные движения.
3. Многие дети научились управлять куклами различных видов театра на уровне своего возраста.
4. Многие дети стали сами придумывать различные сказки и истории.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и его нужно использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.