Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности

Дата публикации: 2019-02-05 09:40:29
Статью разместил(а):
Буреева Елена Сергеевна

Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности

Development of creative abilities and speech of children through theatrical activities

Автор: Буреева Елена Сергеевна

МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова, СПДО детский сад «Зоренька», с. Московское, Усть-Абаканский район, Республика Хакасия, Россия.

E-mail: bureeva1973@inbox.ru

Bureeva Elena Sergeevna

Middle School named by A.P. Kyshtymova, Kindergarten "Zorenka", Moskovskoe, Ust-Abakansky district, Republic of Khakasia, Russia.

E-mail: bureeva1973@inbox.ru

 

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте посредством театрализованной деятельности

Abstract: In this article the question of development and education of the child at younger preschool age by means of the dramatized activity is considered

Ключевые слова: дети, игры, сказки, родители, театрализованная деятельность, развитие, способности, игра, творчества.

Keywords: children, games, fairy tales, parents, theatrical activities, development, abilities, play, creativity.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, сильных переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Одним из наиболее эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игру  называют  ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В свою же очередь театрализованная деятельность решает многие актуальные проблемы педагогики и психологии, которые связаны с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.

Участвуя в театрализованной деятельности, малыши изучают окружающий мир через образы, краски, звуки, а правильно заданные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С помощью процесса театрализованных игр происходит следующее:

1) корректируется поведение у детей и активизируется словарный запас;;

2) расширяется и углубляется знание об окружающем мире;

3) развивается эмоционально-волевая сфера;

4) совершенствуется звукопроизношение, темп и выразительность речи.

Формируя интерес к играм – драматизациям, надо много читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.  Каждый день  читались произведения разных жанров, стараясь голосом и мимикой показать характер героев.

Перед тем как показывать детям сказку, были проведены этюды с куклами – дети  знакомились с каждым героем поочерёдно, показывался персонаж, например, зайчик, каждому ребенку было предложено потрогать игрушку ручками, внимательно изучить ее части. Когда дети  узнавали всех героев, начинался показ самой сказки. Одно и то же произведение было показано с применением разных видов кукольного театра. Дети узнавали на картинках героев, показывали, как рычит волк, поет петушок.

Для того чтобы достичь устойчивого интереса детей к театрализованным играм были выполнены следующие требования:

1) Театрализованные игры ежедневно включались во все формы педагогического процесса;

2) Тематика содержала в себе максимум полезной информации для детей;

3) Достигалась максимальная активность детей на каждом этапе проведения и подготовки игры.

На занятиях часто использовалась театрализованная деятельность, как игровой приём и форму обучения детей. Вводился персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки, позволял оживить образовательный процесс.

В течение года был разработан и составлен проект по сказке «Колобок», тематическое планирование на неделю по теме «Неделя детской книги», где прослеживалась работа по играм - драматизациям, итоговое мероприятие по тематической неделе – дети драматизировали сказки «Репка», «Курочка Ряба».

В течение года проводилась работа с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети изучают основы актёрского мастерства. Дети ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов  дети в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

В зависимости от времени года дети имитировали, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.

Следующая ступенька – это бессловесная игра-импровизация с одним персонажем. Текст читает воспитатель, и дети импровизируют. Были обыграны потешки «Заинька, попляши», «Едем, едем на лошадке», «Привяжу я козлика», «Кошкин дом», стихотворение И. Токмаковой «Как на горке снег, снег».

С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные. А также рисовали и лепили для сказочных героев или по произведениям.

С целью формирования актёрского мастерства, обучения кукловождению были показаны разные сказки на фланелеграфе, настольный и пальчиковый театр. Проведены игры «Гуси», «Жучка», «Зайчик», «Курочка», «Веселятся все игрушки», где дети обучались приёмам кукловождения.

Было запланировано в течение года поставить театрализованные сказки и показывать их в разных группах. Элементы театрализованной деятельности включены во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Взаимодействие с родителями.

Успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным является организация сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей.

В процессе работе с родителями были поставлены следующие задачи:

 1. Провести ознакомление родителей с различными видами театра.

 2. Предложить родителям возможность и способы создания театра дома.

 3. Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.

 4. Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома.

Вниманию родителей были представлен альбом «Виды театров», консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества, «Мама, спой мне песню! » (колыбельных, «Современная детская книга в зеркале психологии», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома».

Родители участвовали в пополнении сундучка с костюмами: вязали шапочки животных, шили разнообразные кокошники для девочек. Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей. А в конце года было проведено собрание, на котором дети и родители показывали сказки.

Таким образом, работа по развитию речи детей через театрально-игровую деятельность будет эффективной, если ее проводить систематически, планомерно, творчески.

Ребенок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои мысли и желания и эмоции, является самобытной, культурной и творческой личностью.

Проведённая работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла определенные результаты:

 1. У детей прослеживалось желание проявлять участие в играх, значительно повысился уровень их активности и инициативности.

 2. С помощью театрализованной игры дети стали использовать в своей деятельности жесты, мимику, различные движения.

 3. Многие дети научились управлять куклами различных видов театра на уровне своего возраста.

 4. Многие дети стали сами придумывать различные сказки и истории.

 Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и его нужно использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN