Экологический театр в детском саду

Дата публикации: 2019-02-19 17:59:32
Статью разместил(а):
Алямкина Мария Алексеевна

Экологический театр в детском саду

Ecological theatre in kindergarten

 

Автор: Алямкина Мария Алексеевна

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 8 "Лебёдушка", г. Химки, Россия

e-mail: olegvera70@mail.ru

Alaymkina Maria Aleksejevna

Kindergarten of the combined type No. 8 "Lebedushka", Khimki, Russia.

e-mail: olegvera70@mail.ru

 

Аннотация: Педагоги и воспитатели передают детям знания об окружаю­щем мире, носящие экологический характер в процессе всей жизни и деятельности в дошкольном уч­реждении. Особую роль в этом процессе играет правильно организованная работа воспитателя с детьми, подбор материала, соответствующий возрасту ребёнка, наблю­дения, беседы, игры, организованная образовательная деятельность с дошкольниками. Каждый вид деятельности вносит свой вклад в умственное воспитание ребенка.

Abstract: Teachers and educators convey to children the knowledge about the world, which is of an ecological nature in the process of life and activity in pre-school education. A special role in this process is played by properly organized work of the teacher with children, the selection of material corresponding to the age of the child, observation, conversations, games, organized educational activities with preschoolers. Each activity contributes to the mental education of the child.

 

Ключевые слова: экология, театр, дошкольное образование.

Keywords: Ecology, drama, early childhood education.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету. И понимать это надо с детства.

Самые маленькие жители земли – дети дошкольного возраста. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал и был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Дети  любознательны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой. Этот возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования осознанного отношения к миру. Процесс развития экологической культуры включает разные виды совместной деятельности воспитателя с детьми, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель должен сам быть носителем экологической культуры, он должен обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитывать способность испытывать радость созидания и осознанного взаимодействия с живыми существами.

Главной целью экологического воспитания является формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания. Она ориентирована на общие человеческие ценности и ставит задачу личностного развития ребёнка на первый план, а это значит, что в дошкольном возрасте необходимо заложить экологическую культуру, чтобы ребёнок с детства понимал значимость природы.

В настоящее время, как исследователями, так и практиками продолжается поиск методов работы с детьми, которые позволяют сформировать у них зачатки экологической культуры. Театрализованную деятельность экологического содержания можно отнести к числу таких методов.

Театр со слов С.В. Образцова – «Средство воспитания человеческих душ». Театрализованное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра, а игровые моменты дают возможность ребёнку с удовольствием, естественно войти в мир театра, полюбить его, реализовать свои возможности.

Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы и особенности. А также развивает познавательные способности и речь

Дети – актеры получили новые знания, решили поставленные перед ними проблемы и творчески донесли до зрителя информацию:об охраняемых природных территориях, о взаимодействии человека с окружающей средой и правилах поведения в природе.

А дети – «зрители» получили информацию со сцены.

Экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт.

Театр – это не просто игра, театр – чудесное средство развития детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность – то, что способствует развитию у детей восприятия, речи, эмоциональной сферы и, что немаловажно, развитию творческой, гармонической личности.

Основная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы.

У детей дошкольного возраста ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится театрализованной деятельности. Сказки в детях воспитывают культуру поведения, бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Для дошкольников важно узнать о проблемах дикой природы из уст самих обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменения в природе и своей привычной жизни.

Сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой.

Сказки с экологическим содержанием отличает то, что они несут в себе достоверную, научную информацию, в интересной сказочной форме дают представления о закономерностях природы, о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде, об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. К таким произведениям можно отнести «Сова» В. Бианки, «Русачек» Н. Романовой, «Большое чудо» Н. Павловой и другие.

Важную роль в нашей группе мы отводим чтению произведений о природе. Особенно дети любят разыгрывать различные сказки о животных, которые придумывают сами, отгадывают загадки, заучивают стихи о природе.

Посредством театрально-игровой деятельности дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды. Такая деятельность помогает ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

Характерным признаком экологического воспитания посредством театрально-игровой деятельности, является то, что через театрализовано-экологическую деятельность развивается социальная активность детей, память, воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникативные умения, идёт развитие речевых и познавательных функций, воспитывается художественный вкус ребёнка, он учится лучше понимать окружающий его мир.

Чем раньше начать работу с детьми в этом направлении, тем больших результатов можно добиться. Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра и уважительного отношения к природе окружающего мира. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными образами, стремясь подражать им в своей жизни .

В процессе экологического воспитания посредством театрально-игровой деятельности ребята, перевоплощаясь в сказочных героев и следуя за ними, получают знания о взаимоотношениях с окружающим миром, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации и как следствие закладывается основа экологической культуры личности, переносимой детьми во взрослую жизнь.