Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Формирование эколого-валеологических представлений у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2019-02-24 08:50:33
Статью разместил(а):
Усольцева Надежда Владимировна

Формирование эколого-валеологических представлений у детей дошкольного возраста

The formation of the environmental and health concepts among children of preschool age

 

Автор: Усольцева Надежда Владимировна

БМА ДОУ «Детский сад № 18», п. Монетный, Свердловская область, Россия.

E-mail: usoltsev_1989@mail.ru

Usoltseva Nadezhda Vladimirovna

Kindergarten № 18, Monetnyy, Sverdlovsk oblast, Russia.

E-mail: usoltsev_1989@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье рассмотрено становление эколого-валеологического образования, его задачи на уровне дошкольного образования. Приведены примеры методов, форм по формированию эколого-валеологических представлений у дошкольников.

Abstract: this article considers the formation of ecological and valeological education, its tasks at the level of preschool education. Examples of methods and forms for the formation of ecological and valeological representations in preschool children are given.

 

Ключевые слова: экология, валеология, эколого-валеологическое образование, эколого-валеологические представления.

Keywords: ecology, valueology, environmental and health education, environmental and health performance.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Проблемы взаимоотношения человека и окружающей среды в настоящее время очень актуальны. Влияние человека на природу проявляется с одной стороны, как положительное – человек имея современные научные технологии может эффективно бороться с экологическими проблемами (очищать реки и озера, бороться с вредителями леса) а с другой стороны – наносить непоправимый вред экосистеме и исчерпывать ее ресурсы. Потребительское отношение к природе и нежелание экономно использовать ее ограниченные ресурсы приводит к экологическим кризисам и катастроф.

Глубокая взаимосвязь окружающей среды и здоровья человека нашла свое отражение в современных экологических и валеологических знаниях и обусловила актуальность проблемы эколого-валеологического образования, которое ориентировано на формирование гармоничных взаимоотношений в системе «человек-природа-общество»

Дошкольное образование является важным звеном в системе эколого-валеологического образования. Необходимость такого образования в дошкольном возрасте объясняется тем, что именно этот период в развитии детей является основополагающим для формирования установок на здоровый образ жизни и правильное взаимодействие с окружающей средой.

Для определения сущности эколого-валеологического образования необходимо рассмотреть, как осуществлялось экологическое и валеологическое образование.

Термин «экология» был введен в 1866 году Э. Геккелем, который дал ему следующее определение: экология – это наука в взаимосвязи живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Данное определение понятия экология используется и в настоящее время.

В XX веке в связи с усилившимся воздействием человека на природу, экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования.

В 1970 году на конференции, организованной Международным союзом охраны природы официально был введен термин экологическое образование. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде.

В 80-х годах была разработана концепция непрерывного экологического образования, охватывающего все системы обучения, которая явилась важным обобщением идей экологического образования. Начало формирования системы непрерывного экологического образования было положено на Международной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП в Тбилиси в 1977 году, а также на конгрессах «Тбилиси+10», прошедших в Москве. Непрерывное экологическое образование – это процесс обогащения гармоничных взаимоотношений с окружающей средой на протяжении всей жизни человека.

Проблемой экологического образования в последнее время занималось много современных специалистов в области дошкольного образования. Ими разработан целый ряд парциальных программ по экологическому образованию. Также вопросы экологии включаются в содержание разделов комплексных программ дошкольного образования.

Экологическое образование должно осуществляться в неразрывной связи с валеологическим, так как экология человека изучает отношение его к окружающей среде и своему здоровью.

Становление валеологии как науки происходит из глубины античных времен. Во всех религиозных учениях, морально-нравственных концепциях, трудах выдающихся исследователей так или иначе затронуты идеи культуры здоровья.

Прежде чем дать определение термину «валеология», обратимся к значению понятия «здоровье». В разных источниках толкование этого понятия имеет различия.

Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение здоровью: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов».

Валеология – рассматривает целостное здоровье человека, причины и механизмы его формирования, сохранения и совершенствования. Термин валеология был введен советским ученым И.И. Брехманом. Идеи валеологии развивались Э.М. Казиным, В.П. Казначеевым и др.

Валеологическое образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья.

Длительное развитие экологического и валеологического образования, малоэффективность экологии и валеологии как отдельных наук в решении проблемы формирования гармоничных взаимоотношения человека и окружающей среды привели к интеграции экологии и валеологии в эколого-валеологию, и обусловили необходимость развития эколого-валеологического образования.

Понятие «эколого-валеологическое образование» означает не просто факт объединения экологических и валеологических знаний, а глубокую взаимосвязь, взаимообусловленность этих видов образования. Здоровье интегрирует в себе экологическое и валеологическое единство организма, личности и окружающей его среды.

З.И. Тюмасева, Е.Г. Кушнина определяют эколого-валеологическое образование дошкольников как природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование гармоничных отношений ребенка с окружающей средой, которые проявляются через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие и активное отношение к своему здоровью.

Дошкольное образование является важнейшим звеном непрерывного эколого-валеологического образования, целью которого является формирование гармоничных отношений детей с окружающей средой.

В процессе эколого-валеологического образования дошкольников необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

1. Сформировать комплекс элементарных эколого-валеологических представлений, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, осознанно-правильного отношения к природе).

2. Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру.

3. Сформировать навыки наблюдения за объектами и явлениями природы.

4. Сформировать навыки экологически грамотных норм поведения по отношению к природе, навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

5. Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

6. Развивать умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного эколого-валеологического образования, поэтому на нём лежит особая ответственность в формировании эколого-валеологических представлений детей.

Результатом эколого-валеологического образования дошкольников должно стать формирование эколого-валеологических представлений, формирование ценностного отношения к здоровью и основ природоохранной деятельности.

Эколого-валеологические представления включают в себя:

1. Представления о том, что человек часть природы (место человека в природе).

2. Представления о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, образа жизни.

3. Представления о способах укрепления здоровья и профилактике заболеваний.

4. Взаимоотношения человека со средой обитания, способы оздоровления среды.

Формирование эколого-валеологических представлений у детей дошкольного возраста осуществляется в результате использования различных методов, форм и приемов.

Использование тех или иных методов в формировании эколого-валеологических представлений должно зависеть от возраста детей и особенностей их мышления. Детям старшего дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление, отсюда следует, что познание какого-либо объекта или явления природы, формирование представлений о зависимости межу человеком и окружающей средой должно начинаться с неоднократного наблюдения этих объектов, явлений и т.д. с подключением различных анализаторов.

В процессе наблюдения дети не только познают внешние параметры объектов природы и человека (строение, свойства и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы и себя (труд по уходу за растениями и животными, за собой и т.д.).

Опытно-экспериментальная деятельность детей, играет большую роль в формировании эколого-валеологических представлений. Именно в процессе данной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения.

Наблюдения, опыты помогают накапливать у детей представления об окружающей действительности, об организме человека и способствуют раскрытию и обобщению причин и взаимосвязей между окружающей средой и человеком. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют единой целое, дети осознают, что окружающая среда не является статичной, она постоянно изменяется.

Метод моделирования может широко использоваться при формировании эколого-валеологических представлений. Работа с моделями помогает формировать у дошкольников представления о взаимосвязи человека с окружающей средой.

Словесные методы также используются при формировании эколого-валеологических представлений. Особое место в них отводится беседе – четкой и гибкой последовательности вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сделать обобщения, прийти к определенным выводам. Именно с помощью беседы выявляется нравственное отношение детей к животным, растениям, людям. С помощью беседы формируются представления детей о здоровом образе жизни и способах укрепления здоровья.

Чтение литературы эколого-валеологического содержания помогает детям в яркой и доступной форме раскрыть понятия экологии и валеологии, познакомить со своим организмом.

Игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Процесс формирование эколого-валеологических представлений будет проходить легче и эффективнее, если в процессы познания включаются игровые ситуации, элементы сюжетно-ролевых игр.

Для закрепления и обобщения эколого-валеологических представления используются дидактические игры («Полезно-вредно», «Органы чувств», «Правильно-неправильно» и др.).

Формирование эколого-валеологических представлений предполагает использование различных форм работы: занятия, экскурсии, природоохранные акции, проведение викторин, олимпиад, организация кружков.

Основная роль в формировании эколого-валеологических представлений отводится занятиям. Занятия могут проводиться в группе, на участке, в парке. Во время занятий можно использовать: проблемные ситуации, организовать опыты, в результате которых у детей формируется новое представление; практическую работу и поисковую деятельность; игровые приемы; блиц-опрос (нужно предварительно повторить материал, необходимый для изучения новой темы).

Большое значение в формировании эколого-валеологических представлении должно отводиться экскурсии. В ходе проведении экскурсии происходит ознакомление детей с многообразием окружающего мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; выявляются взаимосвязи между окружающей средой ее влиянием на человеческий организм.

Особое внимание при проведении экскурсии важно уделить организации деятельности детей: Л.П. Симонова отмечает, что «Следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы». Самая важная заповедь – это соблюдение тишины. Необходимо объяснить детям, что нельзя кричать, бегать, громко разговаривать.

Вторая заповедь – терпеливость (заключается в умении детей длительное время наблюдать за растением, животным).

Третья заповедь – это внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей).

Эколого-валеологические представления детей можно формировать в процессе практической деятельности детей, привлекая их к труду по уходу за растениями и животными, выращиванию зелени укропа и лука на подоконнике в зимнее время. Проведение детьми наблюдений и опытов поможет им определить свойства наблюдаемого объекта, будет способствовать установлению причинно-следственных связей, а выполнение правил личной гигиены будет способствовать формированию представления о составляющих здорового образа жизни.

Выполнение практических заданий даёт детям возможность усвоить фактический материал, а также приучает детей мыслить, изучать закономерности окружающей среды.

Желание детей принимать активное участие в уходе за объектами природы, желание заботиться о своем здоровье является важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к окружающей среде и своему здоровью. Важно сформировать у детей представление о том, что каждый организм растет и развивается под воздействием определенных факторов. В результате дети начинают полностью понимать зависимость жизни и состояния живых организмов от неживой природы и воздействия человека.

Еще одним немаловажным фактором формирования эколого-валеологических представлений детей являются природоохранные акции. Природоохранные акции – это общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. С детьми в детском саду можно провести следующие акции: «Деревья – легкие нашей земли» (посадка деревьев), «Монетный – цветущий посёлок» (оформление цветочных клумб), «Друзья птиц» (изготовление кормушек), «Зеленая аптека» (сбор лекарственных трав).

Работа по формированию эколого-валеологических представлений может проводится в кружках, клубах эколого-валеологической направленности. Работа в данных кружках, позволяет сформировать представления детей о природе, своем организме, о взаимосвязи человека с окружающей средой. В кружках можно осуществить сбор наглядного материала, коллекций, которые с успехом можно будет использовать на занятиях.

Работа в кружке проводится систематически по программе, которую определяет педагог, исходя из запросов детей. Занятия желательно проводить один раз в неделю. Они должны предусматривать теоретическую и практическую деятельность детей.  К занятиям в кружках целесообразно привлекать родителей.

Таким образом, формирование эколого-валеологических представлений у детей дошкольного возраста осуществляется в процессе различных методов, форм и приемов. Используемые методы и формы работы должны быть направлены на то, чтобы показать дошкольникам взаимосвязь организма с окружающей средой, показать положение человека в природе, подчеркнуть зависимость здоровья человека от окружающей обстановки.

Эффективность формирования эколого-валеологических представлений обеспечивается опорой воспитателя на активность детей, их самостоятельность, предоставление свободы выбора.

 

Литература:

1. Забоева, М.А. Педагогическая поддержка процесса формирования основ здоровьесберегающей компетенции у детей старшего дошкольного возраста : дис. …канд. пед. наук : 13.00.02 [Текст] / М.А. Забоева. – Челябинск, 2013. – 185 с.

2. Зебзеева В.А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей [Текст] / В.А. Зебзеева. – Оренбург : Издательство ОГПУ, 2008. – 223 с.

3. Кушнина, Е.Г. Педагогические условия эколого-валеологического образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : Дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2002. – 214 с.

4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников:учеб пособие [Текст] / С.Н. Николаева. 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2012. –  272 с.

5. Тюмасева, З.И. Валеология и образование [Текст] / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. – СПБ. : МАНЭБ, 2002. – 380 с.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN