Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Дата публикации: 2019-03-04 18:11:54
Статью разместил(а):
Александрова Светлана Александровна

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Introduction of children to the origins of folk culture

 

Автор: Александрова Светлана Александровна

МБДОУ № 30 «Ёлочка», г. Бугульма, Татарстан, Россия.

e-mail: aleksandrovazareeva.2011@mail.ru

Aleksandrova Svetlana Aleksandrovna

Kindergarten № 30 “Yolochka”, Bugulma, Tatarstan, Russia.

e-mail: aleksandrovazareeva.2011@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы приобщения к народным культурным ценностям детей с дошкольного возраста.

Abstract: This article discusses the issues of inclusion in popular culture with children of preschool age.

Ключевые слова: сказки, потешки, заклички, пословицы, загадки, музей.

Keywords: fairy tales, nursery rhymes, calls, proverbs, mysteries, museums. 

Тематическая рубрика: Дошкольное образование. 

 

Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Наш детский сад занимается решением вопросов нравственно-патриотического воспитания дошкольников более 10 лет.

Каждый год в детский сад в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки понимают о материнстве. О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью говорят наши  дни.Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок. 

Дети дошкольного возраста - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, вести 2-3 летнего ребёнка ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст. Но вот в детском саду эту работу вести необходимо. Не только показывать детям спектакли, но и их самих привлекать к театрализации, от простого исполнения к сложному исполнению. 

На основе ФГОС, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России я поставила для себя цель – формирование у детей нравственно-патриотических чувств посредством приобщения к  истокам народной культуры.

Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом деликатным, и детей, и родителей. Поэтому для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

2. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).

3. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

4. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. Систему и последовательность работы по приобщению детей к истокам русскойнародной культуре я представляю следующим образом: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д.  Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я обязана сама его хорошо знать, продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края в целом. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.

Отбор соответствующего материала позволяет мне формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.

Бренд детского сада был выбран неслучайно, и начинал зарождаться в 2004году. Использовав в работе программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О.А. и Маханевой Л.Д., современные технологии Т.С. Комаровой «Красота-радость-творчество», парциальную программу М.Ю.Новицкой «Наследие» мы определили свой неповторимый имидж дошкольного учреждения. Чётко определили приоритеты, собственную философию, своё видение будущего. Выбрали систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения.

Я создала предметно-пространственную среду в группе: открывается дверь – и сразу же бросается в глаза на всю стену панно с изображением сказочных героев одетых в национальные костюмы. В группах предметно-развивающая среда с мини уголками предметов быта. В ДОУ создан этнокультурный центр (мини музей) с большим количеством экспонатов.

Для реализации задач нравственно-патриотического воспитания в нашем детском саду созданы необходимые условия.

В группе оформлены уголки по нравственно-патриотическому воспитанию, фотовыставки: «Люби и знай – родной свой край», «Бугульма глазами молодых», выставки рисунков «Мой город», «Красота Татарстана», подобраны книги о нашем городе, тематические папки «Земляки-герои», «История города», совместно с родителями оформлялись стенды «Пасха», «День Победы», «Масленица», «Наша дружная семья».

В саду существует мини-музей «Русская изба», где собран краеведческий материал по ознакомлению с бытом русского и татарского народов.

Неоднократно я делилась опытом работы: на МО руководителей ДОУ «Современная действительность и формирование основ духовно – нравственной культуры детей в дошкольном учреждении», на семинаре-практикуме «Применение оздоровительных пауз как здоровье сберегающая технология», творческий отчёт ДОУ «Роль народной педагогике в становлении личности ребёнка», на МО руководителей «Музейная педагогика» и т.д.

В 2005 году опыт работы был представлен на 4-ом республиканском конкурсе авторских программ и методических разработок и получил Диплом 2-ой степени за методической пособие «Народная педагогика-действенной средство познавательного,  эстетического, нравственного развития детей». В этом пособии я представляла систему учебно-воспитательной работы, развитие творческих способностей, формирование здорового образа жизни на опыте русской и татарской народной педагогики.

В 2005 году педагогом Пестовой Г.Я. была разработана программа «Солнышко-вёдрышко», которая предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет и является парциальной к любой комплексной программе дошкольного образования.

Программа направлена на нравственное воспитание, эстетическое, физическое, экологическое и состоит из пяти разделов, объединенных общей темой и имеющих интегрированный характер, куда входит «Программа развития», «Устное народное творчество», «Русское декоративно-прикладное искусство», «Народные праздники», «Работа с родителями».

Уважение к своей стране, к  её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим родителям. Совместно с родителями тепло и увлекательно проходят посиделки, чаепития с изделиями народной кухни. Во время организации творческих мероприятий дети и взрослые не только развиваются, раскрепощаются, но и учатся понимать друг друга, согласовывать желания, интересы, получать радость от взаимного общения.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии, мы закладываем духовно-нравственные основы личности, даём жизненные ориентиры, формируем совестливого и неравнодушного человека, и рано или поздно посеянные зёрна дадут о себе знать! Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и достижения ребёнка.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет продолжаться.

Для меня это не столько самоцель, сколько образ жизни. И я стараюсь, чтобы и для моих воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни.