Вовлечение родителей младших дошкольников в проектную деятельность
Вовлечение родителей младших дошкольников в проектную деятельность
Parents’ envolvement to preschoolers pvoject activities
Авторы:
Егорова Ирина Николаевна
МБДОУ "Детский сад № 169", г. Иркутск, Россия.
e-mail: fialochka07@yandex.ru
Yegorova Irina Nikolaevna
Kindergarten № 169, Irkutsk, Russia.
e-mail: fialochka07@yandex.ru
Бузанова Римма Николаевна
МБДОУ "Детский сад № 169", г. Иркутск, Россия.
e-mail: buzanova.rimma@mail.ru
Buzanova Rimma Nikolaevna
Kindergarten № 169, Irkutsk, Russia.
e-mail: buzanova.rimma@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются особенности проектной деятельности младших дошкольников и вовлечение их родителей в проектную деятельность.
Abstract: This article shows the differet sides of preschool project achivities anol parents’ envolvement to these types of activities.
Ключевые слова: проектная деятельность, младшие дошкольники, родители воспитанников.
Keywords: project activity, junior preschool children, parentsof pupils.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Каждый ребенок, от рождения является исследователем. Неутомимая жажда впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых сведений о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Взрослые, погружаясь в бытовые проблемы, перестают обращать внимание на окружающий мир, в то время как дети ежедневно удивляются его особенностям: - А как это работает? (думает малыш и начинает ломать игрушку, телефон, пылесос и т.д.) А почему он работает? Почему нельзя ломать? А зачем? А так надо? Что только не интересует этих маленьких почемучек и исследователей мира. Прекрасные возможности в познании мира представляет проектная деятельность. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Особенностью проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте является то, что ребенок не в состоянии «увидеть» противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить, как узнать что-то новое. Взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и привлечь ребенка к совместной деятельности. Поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги родители и другие члены семьи.
В нашей работе мы пользуемся методом проектов. Согласно комплексно-тематической циклограмме к образовательной программе МБДОУ г. Иркутска 169 у нас в группах реализуются 16 проектов:
- Здравствуй, Байкал.
- Я люблю детский сад?
- Осень, она какая?
- Моя малая Родина.
- Что значит 7 – я?
- Братья наши меньшие.
- Зимушка – зима!
- Я – человек!
- Транспорт.
- День защитника Отечества.
- 8 марта.
- Весна – красна.
- Труд всему голова.
- День Победы!
- Мы – частица большой страны.
- Лето.
Непосредственно реализация самих проектов начинается с совместной работы педагогов и родителей.
Подготовить иллюстративный материал, яркую игрушку, интересную книгу. Заинтересовать ребенка, обратить его внимание на окружающий мир. Всмотреться, как растет трава у дороги, расцветает цветок, порхает бабочка, шелестят листья под ногами, идет снег или дождь. С мамой или папой интереснее смотреть как «растут цветы» на окнах зимой, как тает снег в тепле и почему это происходит; узнавать какие бывают животные; почему машины двигаются; почему родственники так называются; вместе узнать из чего делают предметы домашнего обихода, их историю; что произойдет, если играть ножницами, иголкой, розеткой. Узнать, почему нельзя без присмотра взрослых трогать розетку, включать воду в кране, подключать электрические приборы, открывать окна и т.д.
Используя полученные знания, воспитатель при помощи модели трех вопросов продолжает работу над проектом. Взрослый способствует началу обсуждения, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как идет обсуждение воспитатель зарисовывает их ответы на большом листе бумаги. Затем задается вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, взрослый спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» При этом используются картинки – символы. (Например: Летом на прогулке мы нашли божью коровку. У детей возник вопрос: «Чем питается божья коровка?» Возник спор, одни дети утверждали что травой, другие что насекомыми. Тут же возникло обсуждение: «Что мы знаем о божьей коровке?» Это жук, у него 6 лапок, он красного цвета с черными пятнами. Иногда божья коровка бывает оранжевой, мы встречаем его только летом на цветах и кустах. Так как обсуждение началось на улице, зарисовывали ответы прямо на песке. На вопрос взрослого: Что мы хотим узнать о Божьей коровке? Дети ответили: Чем она питается. Где она живет. А узнать мы решили у родителей. На следующий день ребята пришли с информацией и благодаря этому мы узнали о божьей коровке больше.)
После этого в проектную деятельность вновь привлекаются родители, помогая найти необходимую информацию или выполнить какие – либо действия. Вовлекая родителей в мир ребенка, педагог помогает посмотреть на мир с другой стороны. Не со стороны взрослого: тут опасно, здесь не ходи, не трогай, разобьешь, упадешь, ударишься. А со стороны ребенка, какой интересный предмет, что с ним можно сделать!?
Предлагаем родителям обратить внимание детей на окружающий мир: рассмотреть травинку у дороги, понаблюдать за движением облаков, послушать музыкальные произведения. Поиграть в развивающие игры: «Найди похожее», «Кто быстрее найдет лист (крупу, машину, форму и т.п.), «Волшебный мешочек», «Кто быстрее пересыплет», «Найди отличия», «Соберем цвет», «Покажи такой же». Почитать интересные произведения про времена года, про животных, растения, игрушки, жизненные ситуации и т.д. Сходить с детьми в парк, лес понаблюдать за жизнью растений, насекомых, птиц, животных. Создать фотоальбом или книжку-самоделку и принести в детский сад, рассказать другим детям.
Раз в три месяца в группах проходят творческие мероприятия, на которых дети вместе с родителями узнают что – то новое, закрепляют имеющиеся знания, создают различные аппликации, поделки, рисунки не только традиционными материалами, но и используют в работе цветные камешки, гидрогель, ватные диски, штампики, различные крупы. Также предлагаем родителям познакомить детей со своей профессией, рассказать, зачем и как они работают, создать вместе с ребенком рисунок, поделку, рассказ на эту тему.
Мы стараемся больше слушать и спрашивать родителей о ребенке, о его интересах и способностях. Сообщаем родителям об успехах и достижениях их ребенка как можно чаще. Предлагаем родителям поучаствовать в образовательной жизни детского сада, выясняем их мнения об эффективности нашей работы. Однако в этой работе мы столкнулись с определенными трудностями: родители заняты на работе и у них не хватает времени, чтобы участвовать в жизни детского сада. У некоторых родителей недостаточно серьезное отношение к статусности мероприятий в дошкольном учреждении как части жизни ребенка дошкольного периода. Поэтому нам пришлось искать методы взаимодействия с семьей.
Например, предлагаем родителям, которые много работают, найти определенное время для участия в том мероприятии, для которого они могут выделить время: подготовить литературу, иллюстрации, раскраски по теме, сделать поделку. Сходить в парк, в лес с ребенком, съездить семьёй на озеро Байкал, создать презентацию о хобби ребенка, прийти и рассказать о своей профессии или поучаствовать в мероприятии в качестве ведущего и т.д. Ведем разъяснительные беседы с родителями дошкольников о значимости дошкольного воспитания, совместных творческих дел, совместного проведения досуга. Ежегодно на родительских собраниях показываем слайд – шоу из фотографий и видео о жизни группы, о том, что их дети делают в течение дня. К праздникам создаем выставки из совместных поделок, которые создают дети с родителями или воспитатели с детьми. Просим родителей создавать с детьми книжки-малышки, лэпбуки, фотогазеты по тематике проектов.
Таким образом, вовлечение родителей в проектную деятельность способствует сближению между ребенком, родителем и детским садом. А также создает благоприятную обстановку для развития творческих, познавательных способностей дошкольников.
Список литературы:
- Обремок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно – методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. – 48с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ // Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
- Савенков А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – № 12 С. 3.