Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Особенности организации детского экспериментирования в детском саду

Дата публикации: 2019-03-08 21:27:05
Статью разместил(а):
Гаджиалиева Мадина Ризагаевна

Особенности организации детского экспериментирования в детском саду

Peculiarities of organization of children's experimentation in kindergarten

 

Автор: Гаджиалиева Мадина Ризагаевна

ГБОУ "Школа № 185", г. Москва, Россия

e-mail: ssmirdd@mail.ru 

Gadjialiyevа Madina Rizagaevna

School № 185, Moscow, Russia

e-mail: ssmirdd@mail.ru

 

Аннотация: Статья посвящена поддержки интереса дошкольников к исследовательской деятельности, развитии в правильном направлении этого процесса, а также стимулирование адекватного восприятия детьми результатов их новых маленьких открытий. Кроме того, полное вовлечение в исследовательский процесс каждого ребенка, присутствующего на занятии.

Abstract: The article is devoted to the support of interest preschool children to research activities development in the right direction in this process, as well as to encourage the adequate perception of children of their new little discovery. In addition, the full involvement in the research process of each child, present at the session.

 

Ключевые слова: дети, эксперимент, игра, занятие.  

Keywords: children, experiment, game, activity.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Детское экспериментирование – весьма перспективная и многообещающая сфера дошкольного воспитания. Ей посвящено немало исследований и статей, ведущие педагоги и психологи обоснованно рекомендуют повсеместное внедрение ее в воспитательный процесс детских дошкольных учреждений. По моему мнению, особенно важное значение это направление принимает в период непосредственной подготовки ребенка к школе.

Актуальность темы применительно к группам старшего возраста заключается в том, что современные требования к развитию ребенка на момент поступления в школу достаточно высоки. Федеральные государственные образовательные стандарты весьма четко дают перечень личностных качеств, которые должны быть сформированы у дошкольников, дабы начало обучения не вызвало у детей проблем с восприятием и усвоением преподаваемого материала. Особняком в этом перечне стоят такие качества, как «любознательность», «активность», «способность экспериментировать», «способность к самостоятельным действиям» - иными словами, всё, что способствует формированию у ребенка потребности к знаниям.

Возраст в 5-6 лет доказано считается идеальным для развития у детей интереса к познанию окружающего мира: на собственном опыте и опыте сверстников они учатся делать новые открытия, выявлять и усваивать причинно-следственные связи. Поэтому основной целью моей работы применительно к моей группе было и является  поддержание и развитие в правильном направлении этого процесса, а также стимулирование адекватного восприятия детьми  результатов их новых маленьких открытий.

К числу основных задач, которые ставятся регулярно нашим коллективом для реализации этой цели, пожалуй, можно отнести следующие:

  1. Заинтересовать, т.е. вызвать и удержать у каждого ребенка здоровую потребность к активному экспериментированию, поисковой, познавательной и творческой деятельности.
  2. Научить, т.е. продемонстрировать примеры экспериментирования, их результаты и последствия, предоставив возможность  к самостоятельным действиям. Тем самым пробудить в детях интерес не только к подражанию, но и к независимым действиям, а также личному восприятию и системному анализу происходящего.
  3. Не навредить, т.е. сформировать у детей четкое представление о границах дозволенных самостоятельных действий, в пределах которых можно реализовывать полученные знания и экспериментировать с их помощью.

В нашем детском саду детское экспериментирование наиболее активно и многозадачно применяется в старших и подготовительных группах. Каждое занятие планируется в первую очередь, как увлекательный процесс в игровой форме, привлекающий внимание и затягивающий в необходимость самостоятельного освоения всех его этапов, и скрывающий в итоге нечто, совершенно новое, непривычное и вместе с тем полезное для детей.

Продолжительность занятий строго лимитируется в зависимости от тематики: дети не должны перенапрягаться от количества полученной информации, но вместе с тем, иметь достаточное время для ее усвоения и анализа. В идеале каждая тема не должна занимать времени больше, чем у данной возрастной категории хватило бы времени на ней сконцентрироваться.

Фактически, каждое занятие условно разделяется на:

- акцентирование собственно – существующего явления (проблемы),

- неутомительный, но занимательный поиск путей понимания (решения проблемы),

- собственно опыт или эксперимент (наблюдение, самостоятельное повторение),

-  осмысление (осознание) результатов опыта (эксперимента),

- обсуждение результатов опыта (эксперимента) в форме дискуссии и выводов.

Важнейшее значение имеет полное вовлечение в исследовательский процесс каждого ребенка, присутствующего на занятии: никто не должен чувствовать себя обделенным ни в наглядном восприятии, ни в недостатке материалов или действий с ними. Вместе с тем, все должны иметь возможность не только к самостоятельным рассуждениям и действиям, но и в случае затруднения – своевременно и в нужной пропорции получать разъяснения и помощь от педагога.

В помещении группы имеется мини-лаборатория, оснащенная всеми необходимыми материалами и оборудованием для исследовательской деятельности. Мы используем как специфические материалы, доступные к приобретению в специализированных магазинах, так и природные материалы, а также вспомогательные инструменты, емкости и приспособления.

Совмещение творческого и познавательного процесса приносит весьма существенные результаты. Занимаясь комфортными для себя действиями (к примеру, рисованием, рукоделием или лепкой), с мягкой и ненавязчивой подачи воспитателя дети вносят в привычный процесс новые действия с новым неожиданным результатом. В дальнейшем им предлагается повторить самостоятельно те же действия в новом качестве или последовательности, и попытаться понять, что именно привело к столь интересным последствиям.

Много времени уделяется познанию физических и химических свойств окружающего мира. Опыты с водой, воздухом, сыпучими и твердыми веществами, подаваемые в игровой и увлекательной форме, стимулируют детей не только к осознанию элементарных свойств предметов, которые могут встретиться им в повседневной жизни. Параллельно они усваивают основные требования техники безопасности при обращении с ними, не запоминая их бездумно (это делать нельзя), а анализируя возможные последствия (в случае, если это сделать, наступят неприятные для меня/окружающих последствия).

В зависимости от сезона в познавательный процесс включаются действия с элементами живой и неживой природы: наблюдение за растениями, животными, анализ причин и следствий их состояния, поведения и потребностей с учетом времени суток или года. В ходе данного направления экспериментирования дети получают особенно ответственные и серьезные знания не только о многообразии животного и растительного мира, но и о хрупкости, значимости и важности жизненного процесса.

Существуют и другие разновидности занятий. В качестве итога – могу подтвердить, что действенные результаты подобной познавательно-экспериментальной деятельности видны практически после первых же занятий. Дети активно и радостно принимают новые для себя знания, преподаваемые в комфортной и увлекательной для них форме, учатся осмысливать и логически обосновывать свои действия, вдумчиво и неожиданно серьезно относясь к получаемому результату.

Как педагоги со стажем, возьмем на себя смелость полагать, что занятия в рамках детского экспериментирования, являющиеся в настоящее время более факультативом, нежели регулярным методом повседневного учебного процесса в учреждениях дошкольного образования, будут включены в состав обязательной программы дошкольной подготовки.

В настоящее время качество подобных мероприятий напрямую зависит от уровня активности и преданности своему делу отдельно взятых коллективов педагогов, которые самостоятельно создают и собирают базы для мини-лабораторий, продумывают планы и организационные детали занятий. Систематизация и доступные конспекты занятий на различную тематику, базовые материалы и оборудование для мини-лабораторий, которые могли бы стать обязательными для каждого детского сада, оказали бы существенное влияние на результаты подготовки детей к их первому шагу во взрослую жизнь – начальным классам школы.

 

Список используемой литературы:

  1. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: «Педагогическое общество России». – 2003.
  2. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации – «АРКТИ» - 2003.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN