Дети и мир логики
Дети и мир логики
Children and peace logic
Автор: Артюшкина Татьяна Николаевна
МБДОУ «Детский сад № 6», г. Чебоксары, Россия.
е-mail: artyshkin.aieks.72@mail.ru
Artjushkina Tatyana Nikolaevna
Kindergarten № 6, Cheboksary, Russia.
е-mail: artyshkin.aieks.72@mail.ru
Аннотация: Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Abstract: Mastering of logical forms of thinking in preschool age contributes to the development of umstvenny ability and necessary for a successful transition to school children.
Ключевые слова: логика, познание, дошкольники.
Keywords: logic, cognition, preschoolers.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников - особая область познания, в котором при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Целью нашей работы было формировать предпосылки математического мышления в отдельных элементах логического мышления, необходимых для овладения математических знаний в школе и общего умственного развития.
Главнейшим средством воспитания умственной активности детей является математическая игра. В игре удаётся сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному процессу, без которого игра невозможна.
Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Через дидактические игры с математическим содержанием эффективнее развивать в детях логическое мышление. Чтобы добиться улучшения логического мышления у детей в своей работе мы использовали сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх как: «Магазин», «Ателье», «Почта», «Зоопарк» дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием и правилами. А в играх-упражнениях как «Поиск недостающей фигуры», «Найти одинаковых предмета», «Чем отличается одна картина от другой» она выражена явно.
В своей работе использовали игровые упражнения и занимательные задания, дидактические игры, относящиеся к следующим группам:
- Игры, которые требуют от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняли действия по образцу.
- Игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование навыков сложения и вычитания. Это «Математическая рыбалка», «Составь поезд».
- Игры, с помощью которых дети изменяли примеры и задачи в другие, логически связанные с ними, например «Цепочка», «Математическая эстафета».
- Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «По какой тропинке ты пойдёшь?», «Определи курс движения самолёта».
Дидактические игры с математическим содержанием – это способ познания окружающего, где дети обучаются умственным действиям при использовании:
● Разнообразного наглядного материала.
● Введения новых вариантов заданий, материалов, условий игры.
● Работы детей с индивидуальными карточками.
● Организации игрового общения в форме игры.
● Поддержке оживлённого темпа игры.
● Создания у детей радостного настроения во время игры.
Для систематизации и обобщения учебного материала использовали словесный и наглядный материал. Активно применяли игры-инсценировки некоторых сказок и книжек-считалок с применением соответствующих игрушек («Три медведя» А.К. Толстого и «Считалочки» А. Барто). Например, в играх «Наоборот», «Забей гол в числовые ворота» и др. Дети воспроизводили полученные ранее знания, вспоминали изученные правила, вычислительные приемы. Использовали игры-загадки: «У меня четыре книжки». Игры на составление высказываний: «Что сначала, что потом». Игры словесные на дополнение высказываний: «Стала курочка считать маленьких цыпляток, слева 5 и справа 5, а всего … (десяток).
В разных видах деятельности (играх, играх-занятиях, сюжетно-дидактических играх) организовывали процесс познания детьми математических знаний, связей и зависимостей геометрических фигур, величин, что развивает познавательные способности детей, обогащает их опыт, объём и характер представлений. Для этого создавали определённые условия для эффективного функционирования процесса формирования умственных способностей у детей дошкольного возраста.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического развития, мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать. С «логическими блоками» дети выполняли разнообразные действия: выкладывали, меняли местами, убирали, прятали, искали, делили между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу выполнения действия рассуждали.
Занимательный математический материал Дьенеша является одним из средств развития приёмов умственной деятельности. Поиск пути решения, результата (ответа) всегда сопровождается активной самостоятельной мыслительной деятельностью: анализом условия, пространственного расположения, обобщения ряда фигур, свойств, сходных признаков. В любом задании внимание дошкольников направлено на конечную цель, на результат деятельности, меньше на способы её выполнения.
В нашей группе имеется достаточное количество дидактических игр с математическим содержанием на развитие логики у детей:
● Способствующие закреплению представлений о числе, количестве, цифрах («Отсчитай столько же», «Умные цифры», «Найди соседей», «Измени число»);
● Способствующие развитию счётных навыков, представлений о последовательности чисел в числовом ряду, отношений между числами («Живые числа и цифры», «В какой руке сколько», «Вместе мы одно число»);
● Способствующие формированию представлений о числах второго десятка («Путаница», «Какая цифра «спряталась», «Числа по порядку»);
● Развивающие смекалку и сообразительность, находчивость и быстроту реакции («Бывает – не бывает», «Наоборот», «Что находится в конверте?», «Близко – далеко»);
● Развивающие пространственные ориентировки («Угадай, где спрятано», «Когда это бывает», «Друг за другом»).
Работа по формированию элементов логического мышления велась в 3-х блоках педагогического процесса. Она предполагала использование разнообразных методов работы. На всех этапах присутствовала индивидуальная работа с детьми в зависимости от темпа и степени усвоении предлагаемого им содержания. Многие ребята справлялись с заданиями легко и быстро.
Помимо этого формирование элементов логического мышления проходило на специально организованных играх-занятиях. На занятиях «На выручку к домовёнку Кузе» дети упражнялись в ориентировки в пространстве. Все дети построили дома при помощи колец Эйлера и размещали множества из геометрических фигур по определённым свойствам. На занятии «В царстве царя Макара» дети с удовольствием «выращивали деревья», которые засушил Соловей Разбойник. Все дети знают, что определённые символы обозначают цвет или величину, или форму, или толщину. После занятий с «Логическими буквами» с детьми был проведён математический ринг «Королевство Математики». Почти все дети правильно отвечали на вопросы и выполняли задания ведущего.
На третьем этапе работы по формированию элементов логического мышления детям предлагались игры, направленные на развитие у них желание играть с «логическими блоками» Дьенеша: «Помоги гномикам найти домик», «Цветные коврики», «Помоги Буратино», «Найди пару», «Вырасти дерево». Здесь детям предоставлялась возможность проявлять самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленный вопрос.
Мы стали замечать качественные изменения: дети становились активными, старались замечать неправильные ответы или действия других детей. Почти все дети знают геометрические фигуры, умеют выделять свойства, знают, как работать по закодированным карточкам, схемам.
Прослеживается положительная динамика сформированности элементов логического мышления у детей после проведения системы работ.
Список литературы:
- Афанасьева В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду// Умственное воспитание дошкольника / Под редакцией Н.Н. Подьякова. - М.,1972
- Агаев Е. Формирование элементов логического мышления / Дошкольное воспитание - 1982-№1
- Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка //Вопросы психологии - 1966 - №6 - С.62-67.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007.