Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и истории своего народа
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и истории своего народа в условиях семьи и детского сада
Introduction of preschool children to culture and the history of his people in the family and kindergarten
Авторы:
Камболова Зоя Таймуразовна
Заведующая МБДОО «Детский сад № 177», г. Владикавказ, Россия
e-mail: dsad177@mail.ru
Kambalova Zoya Teymurazovna
Head of Kindergarten № 177, Vladikavkaz, Russia
e-mail: dsad177@mail.ru
Котлярова Светлана Павловна
старший воспитатель МБДОО «Детский сад № 177», г. Владикавказ, Россия
e-mail: cveta.2015@yandex.ru
Kotlyarova Svetlana Pavlovna
Kindergarten № 177, Vladikavkaz, Russia.
e-mail: cveta.2015@yandex.ru
Аннотация: Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Annotation: The introduction of new generations to the national culture becomes an important pedagogical issue of our time, as each nation not only keeps the historically established educational traditions and features, but also seeks to move them into the future, so as not to lose the historical national identity.
Ключевые слова: культура, социализация, традиции, обычаи.
Keywords: culture, socialization, traditions, customs.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Начало двадцать первого века ознаменовалось кардинальным изменением статуса культуры в системе приоритетов цивилизационного развития человечества, осознанием того, что никакой стабильный политический, экономический и социальный прогресс невозможен без развития культурной составляющей человеческой жизнедеятельности. В тоже время именно в этой сфере наблюдаются самые кризисные явления. В этом новом мире человек начинает обладать все большим количеством благ цивилизации, стремительно утрачивая ценности культуры. Наблюдая поведенческие особенности современных детей, мы видим, что потеря моральных ценностей оказывает на них пагубное влияние. Недооценка воспитательной роли ранее действующих образовательных систем привела сегодня к негативным последствиям.
На современном этапе мы часто обращаемся к вековым прогрессивным традициям предков с целью использования их для совершенствования нашей воспитательной системы. По своей сути они отражают в концентрированном виде всю национальную и традиционную культуру воспитания, о возрождении которой сегодня все чаще стали писать в прессе и говорить в обществе. Цель воспитания, идущая из глубины веков, ведёт нас к всесторонне и гармонически развитой личности. Духовное богатство традиций, народных обычаев даёт нам возможность показать образцы из прошлой жизни и примеры для формирования подрастающей смены.
Восприятие детьми традиционных форм воспитания, особенно в семейном кругу, проходит в естественных условиях, где царят любовь и взаимоуважение между членами семьи. Народная педагогика всегда способствовала утверждению и развитию этих теплых семейных отношений. Обычаи и традиции отражают исторически сложившуюся национальную культуру и национальный характер того или иного народа. Они затрагивают все без исключения стороны жизни общества: взаимоотношения людей, человека и общества, его отношение к труду, к семье, к другим народам и т.д. С нашей точки зрения всё вышесказанное даёт основание говорить о перспективности обращения к традиционной культуре воспитания, как в дошкольном учреждении, так и в условиях семьи.
Обращение к лучшим народным традициям прошлого диктуется жизнью, так как они могут подсказать нам много полезного для решения актуальных проблем воспитания. Всё это требует того, чтобы мы использовали богатый воспитательный опыт народа для всестороннего формирования личности.
В настоящее время наиболее острыми являются проблемы социального здоровья подрастающего поколения. Продолжается глубокий кризис семьи и семейного воспитания. В молодых семьях распространено такое явление, как утрата семейных традиций, которые передавались из поколения в поколение.
Семья не только отражает, но и определяет все социальные изменения в обществе. Она является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребёнка. Семейное воспитание в широком смысле этого слова – это одна из наиболее древних изначальных форм социализации и воспитания детей, органически соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев, нравов народа, в процессе которого происходит полноценное развитие и становление личности. В семье необходимо строить отношения именно на этой основе, демонстрируя детям всю красоту национального колорита, это поможет ребёнку сориентироваться и выбрать единственно правильную линию поведения среди окружающих его людей.
Современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения невозможно без воскрешения культурных ценностей, которые передавались и сохранялись в народных традициях, обычаях, обрядах и т.д. «Народный пример жизни» чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизненных ценностях. Обращаясь к опыту наших предков, мы черпаем примеры любви к Родине, ближним, нравственные и этические нормы поведения. Национальная культура – одно из основных достижений народа, фактор устойчивости сохранения национальных традиций, обычаев, национального языка.
В последнее время активизируется внимание на изучении и накоплении духовных, моральных ценностей своего народа, его культуры. Магистральный путь развития народной культуры пролегает отнюдь не через сведения всего её богатства, а через аккумулирование всего лучшего в богатствах своего народа, сохранение многообразия традиций, обычаев не только в памяти, но и в культурной практике человечества. Культура создается, культуре обучаются, поскольку каждое поколение воспроизводит её и передаёт следующему. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности человека и регулирование его поведения.
Современные концепции развития личности ребёнка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях, предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребёнка, которые будут направленны на развитие исторического сознания посредствам изучения региональных особенностей в области культуры, окружающей природы, особенностей родного города, республики и искусства родного края.
Проанализировав педагогическое наследие различных народов, К.Д. Ушинский пришёл к выводу, что общей системы воспитания для всех этносов не существует: «У каждого народа - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои силы». Народная педагогика это духовный феномен, присущий сознанию масс, это эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа.
Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей. В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно широкий спектр фольклорных средств воспитания: пословицы – для социально-этического; загадки – для умственного; песни – для эстетического, патриотического; сказки – для разных видов воспитания.
Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные средства различных этапов развития общества. В её средствах можно выделить два аспекта: содержательный и прикладной, то есть воспитательную идею и воспитательное значение. Наиболее важными в наши дни представляются средства народной педагогики, несущие идею самореализующейся творческой личности и дающие знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.
Список литературы:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: ACADEMIA, 2000. – 244 с.
2. Гладких Л. Возрождение традиционной культуры семейного воспитания // Дошкольное воспитание. 2004. №12. – С.4-6.
3. Данилкина Т.М. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание. 2000. №1. – С. 46-48.
4. Камболов Т.Т. Стратегия образования: полилингвальность и поликультурность. // Диалог. 2006. №1. - С.51-56.