Лэпбук – инновационная технология развития речи и познавательных способностей дошкольников
Лэпбук – инновационная технология развития речи и познавательных способностей дошкольников
Lapbuk - innovative technology for the development of speech and cognitive abilities in preschool children
Автор: Вельмова Светлана Петровна
МДОУ "ДС "Буратино", с.Красноселькуп, Россия.
e-mail: velmova73@mail.ru
Velmova Svetlana Petrovna
Kindergarten "Buratino", Krasnoselkup village, Russia.
e-mail: velmova73@mail.ru
Аннотация: В статье описана эффективность и актуальность использования метода лэпбук на занятиях.
Annotation: The article describes the effectiveness and relevance of using the laptop method in the classroom.
Ключевые слова: технология, дошкольники, лэпбук.
Key words: technology, preschoolers, laptop.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие.
С внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и увеличением количества детей с речевыми патологиями , низкими познавательными способностями , перед педагогами детского сада встала задача поиска новых подходов, идей, форм и методов педагогической деятельности, которые были бы актуальны в работе с дошкольниками.
Для эффективной работы с данной категорией детей должны совместно работать все специалисты ДОУ.
У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Выявлена взаимосвязь, у детей с речевыми нарушениями страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление, мелкая моторика пальцев рук.
Практика работы с детьми дошкольного возраста и требования ФГОС ДО мотивируют педагогов искать новые или по другому сочетать традиционные приемы и методы работы для успешного развития дошкольников.
В последнее время на занятиях специалисты стали широко использовать лэпбуки. Лэпбук (с англ. «lap» — колени, «book»- книга) — это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Структура и содержание лэпбука доступен ребенку дошкольного возраста. Лэпбук обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.
Данная технология заинтересовала и меня как педагога-психолога.
В своей работе достаточно широко использую лэпбуки как на индивидуальных , так и на подгрупповых занятиях.
На коррекционных занятиях лэпбуки использую для развития внимания, памяти, речи, мелкой моторики, расширения запаса знаний об окружающей действительности. Использование лэпбука помогает ребенку, лучше понять и запомнить материал, повторить, закрепить, систематизировать изученный материал.
Содержание лэпбуков подбираю с учетом возможности развития всех сторон речи, расширения знаний и представлений об окружающем, развития мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества.
Метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Литература:
1. Новикова Е.В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС // Молодой ученый. — 2018г.
2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004г.