Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Педагогические условия формирования экологической культуры старших дошкольников

Дата публикации: 2019-03-31 16:38:18
Статью разместил(а):
Котлярова Светлана Павловна

Педагогические условия формирования экологической культуры старших дошкольников

Pedagogical conditions of formation of ecological culture senior preschoolers

Авторы:

Хугаева Алана Вячеславовна

МБДОО «Детский сад № 177»,  Владикавказ, Россия.

e-mail: alanakhugaeva@mail.ru

Khugaeva Alana V.

Kindergarten № 177, Vladikavkaz, Russia.

e-mail: alanakhugaeva@mail.ru

Гаглоева Елена Николаевна

МБДОО «Детский сад № 177»,  Владикавказ, Россия.

e-mail: dsad177@mail.ru

Gagloeva Elena Nikolaevna

Kindergarten № 177, Vladikavkaz, Russia.

e-mail: dsad177@mail.ru

 

Аннотация: Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды. Главная цель – создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализация положений нового направления об универсальности и самоценности природы.

Abstract: One of the important conditions for the implementation of environmental education in preschool is the correct organization of the developing subject environment. The main goal is to create conditions for the formation of the child's elements of environmental culture, environmentally competent behavior, the implementation of the provisions of the new direction of the universality and self-value of nature.

Ключевые слова: развивающая среда, экология, образование, условия.

Keywords: developing environment, ecology, education, conditions.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование/

 

Педагогические условия – это совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных компонентов специально организованного педагогического процесса, обуславливающих и обеспечивающих успешность становления экологической культуры старшего дошкольника.

Комплекс педагогических условий становления экологической культуры старших дошкольников:

– моделирование процесса экологического воспитания;

– обеспечение субъектной позиции ребёнка, учёт его индивидуальных, психолого-возрастных особенностей;

– включенность ребёнка в информационно-экологическое пространство;

– ориентация содержания и методов на развитие мотивационно-ценностной, познавательной и практически-деятельностной сфер личности;

– экологизация различных видов деятельности дошкольников (игровой, поисково-исследовательской, экскурсионной и др.);

– профессионализм работников ДОО;

– участие семьи, социума.

Моделирование – наглядно-практический приём, включающий в себя создание моделей и использование их с целью формирования экологических представлений у дошкольников.

В настоящее время положено лишь начало теоретической и методической разработке этого приёма. Оно является чрезвычайно перспективным в детских садах в силу следственных факторов: использование моделей и моделирования ставит ребёнка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность; дошкольник развивает некоторые психологические предпосылки для введения определенных моделей и элементов моделирования, способствующих развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Осваивая в практической деятельности различные свойства объектов и явлений природы и отражая их в моделях, дети, с одной стороны, получают сведения о разнообразных моделях, с другой, накапливают обширные представления, которые им необходимо выстроить в виде моделей.

Новым элементом развивающей предметной среды стала лаборатория. Лаборатория создаётся для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в учёных, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке.

Можно выделить несколько видов лабораторий: лаборатория в отдельном помещении, в экологической комнате, в группе (мини-лаборатория), лаборатория на территории детского сада.

В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений. Искусственных растений при оформлении лаборатории следует избегать. На стенах можно повесить портреты известных ученых. В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).

В детских садах появились экологические комнаты (комнаты природы, комнаты друзей природы, экологические гостиные), предназначенные для экологических занятий, релаксационных целей, знакомства с литературой, коллекциями природного материала, для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами.

Большое внимание уделяется оформлению территорий дошкольных учреждений. Создаются альпийские горки, огороды, теплицы, ландшафтные уголки, водоёмы, сады, метеоцентры, уголки леса, лекарственных трав, фонтаны, мини-водопады.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Дошкольный возраст ребёнка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада. Вопросы экологического образования могут быть включены и в программу консультаций родителей, ожидающих ребёнка.

На что следует особо обратить внимание? Прежде всего – на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир: участие в экологических праздниках и в подготовке к ним; сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы (для ребёнка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы); выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»); природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).

 Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребёнка и взрослого, даёт возможность ребёнку почувствовать себя «взрослым» (например, во время похода или природоохранной акции), а взрослому – лучше понять ребёнка. Во время экскурсий, походов дети и взрослые проявляют качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях (умение правильно развести костер или поставить палатку, вести себя как член команды и т.п.).

Таким образом, экологическая развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовывать опыты в лаборатории или в экологической комнате, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.

 

Список литературы:

1. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: АРКТИ, 2004. 320 с.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 2005. 224с.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN