Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Дата публикации: 2019-03-31 22:03:04
Статью разместил(а):
Котлярова Светлана Павловна

Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Psychological and pedagogical bases of spiritual and moral education of preschool children

Авторы:

Котлярова Светлана Павловна

МБДОО «Детский сад № 177», г. Владикавказ, Россия.

e-mail: cveta.2015@yandex.ru 

Kotlyarova Svetlana Pavlovna

Kindergarten № 177, Vladikavkaz, Russia.

e-mail: cveta.2015@yandex.ru

Кайтукова Оксана Петровна

МБДОО «Детский сад № 177», г. Владикавказ, Россия

e-mail: dsad177@mail.ru 

Katukova Oksana Petrovna

Kindergarten № 177, Vladikavkaz, Russia

e-mail: dsad177@mail.ru

 

Аннотация: Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами  и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

Abstract: Moral education is a purposeful process of introducing children to the moral values of humanity and a particular society. Over time, the child gradually acquires the norms and rules of behavior and relationships accepted in the society of people, appropriates, i.e. makes his own, belonging to himself, ways and forms of interaction, expression of attitude to people, nature, to himself. The result of moral education is the emergence and assertion of a certain set of moral qualities in a person.

 

Ключевые слова: нравственность, воспитание, мораль.

Keywords: morality, education, morality.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование

 

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании личности каждого ребёнка.

Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учёбе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Ядро нравственности  (морали) составляют нормы и правила, которые проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными взаимоотношениями: любовь к Родине (начало патриотизма); трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм; гуманные чувства и отношения и т.д.  Ж.Пиаже считал, что мораль – это система правил, усвоение которых и есть нравственность.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный – противоположный  телесному, плотскому, т.е. духовный, душевный. С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным – значит  оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю».

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить «умению чувствовать человека». «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Духовное богатство  личности, как полагает Сухомлинский, – это прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений. Он культивирует трудовые традиции, народное искусство и обрядность, обучает детей народным правилам приличия и хорошего тона. «Важнейшим средством воздействия на ребёнка, облагораживающим его чувства, душу,  мысли, переживания», – утверждает педагог-мыслитель, - «являются красота и величие, сила и выразительность родного слова. Язык – духовное богатство народа…Словом своим деды и прадеды наши передавали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и прежде всего – любовь к родному языку… От каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому – народ, его культура, слава его многочисленных поколений».

О высокой оценке нравственных традиций народа можно судить и по содержанию образования, которое предлагал Я.А. Коменский. По его мнению, детям следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованы из устного народного творчества, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое и т.д. «Кто успевает в науках, но отстает  в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает» – повторяет он народную поговорку, подчеркивая необходимость нравственного воспитания.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский рассматривает духовно-нравственное воспитание личности как целенаправленный процесс, включающий в себя формирование в человеке воли, морального сознания, нравственных привычек, долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. Задача нравственного воспитания заключается в необходимости приведения этих качеств в единую целостную систему. Он писал: «Задача воспитания – пробудить внимание к духовной жизни… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания».

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение  культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Любовь ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу. Поэтому базой формирования патриотизма и гражданственности являются глубинные чувства привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле.

По словам С.В. Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом. О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Именно акцент на знание истории народа, его родной культуры, поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Таким образом, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения.

 

Список литературы:

1. Авдулова Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 12-22.

2. Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение , 1989. - 96 с.

3. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: сборник научных трудов. - М. : Б. и. , 1983. - 131 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN