Опыт применения технологии "Бусоград"

Дата публикации: 2019-04-04 18:28:52
Статью разместил(а):
Паламдоржиева Балма Сергеевна

Опыт применения технологии "Бусоград" в системе развития речи дошкольников

Experience in applying technology “Busograd” in the system of pre-school children speech development

 

Автор: Паламдоржиева Балма Сергеевна

МБДОУ «Детский сад № 104 «Зорька», г. Улан-Удэ, Россия

e-mail: pbalma@mail.ru

Palamdorzhieva Balma Sergeevna

Kindergarten № 104 ”Zorka”, Ulan-Ude, Russia

e-mail: pbalma@mail.ru

 

Аннотация: В статье приведен опыт применения технологии «Бусоград» в системе развития речи дошкольников.

Abstract: The article describes the experience of using technology "Busograd" in the system of speech development of pre-school children.

 

Ключевые слова: дошкольное образование, развитие речи, технология «Бусоград», бусы.

Keywords: pre-school education, speech development, “Busograd” technology, bead necklace.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование

 

Дошкольный возраст как очередная ступень социализации и становления личности выполняет ряд важных функций в процессах психического и физического развития ребенка. Данный период характеризуется достаточно активным освоением социального пространства, выражающегося в стремлении к взаимодействию с окружающими. К ведущему типу деятельности на этом этапе исследователи относят сюжетно-ролевую игру, способствующую принятию новых ролей, статусов и установок. Так, посредством игры ребенок в первую очередь учится преодолевать склонность к эгоцентризму, ориентироваться в возникающих ситуациях межличностного общения, пытается осмыслить собственное поведение, мотивы и потребности, стремится к общественно одобряемой деятельности. В игре формируются такие значимые для «взрослой» жизни виды активности, как учебная и трудовая деятельность [1].

В связи с этим в дошкольный период происходят колоссальные изменения в психическом развитии ребенка – новые формы восприятия, мышления, развитие воображения, увеличение объемов запоминаемой информации, усиление концентрации внимания и т.д.

Еще одним немаловажным фактором, оказывающим влияние на психическое развитие ребенка в этом возрасте, является развитие речевых навыков и умений. Ввиду активизации познавательной и других видов деятельности, усложнения взаимоотношений, стремления воздействовать и самовыражаться происходит качественно новый этап в освоении речи. При этом отмечается развитие всех сторон речи: совершенствуются произносительные навыки, расширяется словарный запас, усваиваются новые грамматические конструкции. Диалектическая связь речи и мышления неизбежно приводит к мысли о том, что освоение родного языка есть необходимое условие интеллектуального развития ребенка и путь к его дальнейшей интеграции в социум. По этой причине необходимо своевременно диагностировать и предотвращать любые нарушения речи, возникающие в этом возрасте.

Обучение и совершенствование коммуникативных навыков, развитие речевых способностей, а также диагностика и коррекция любых проявлений нарушений речи у детей дошкольного возраста является одной из основных задач педагога-воспитателя. На сегодняшний день разработано множество различного рода специализированных методик, направленных на развитие речи у детей. Среди них большой популярностью пользуется игровая технология «Бусоград» (авторская методика М.И. Родиной) [2].

Преимущество «Бусограда» заключается в том, что благодаря этому методу можно одновременно развивать воображение, память, образное мышление, разрабатывать мелкую моторику, и самое главное, речевые способности ребенка. Более того, технология «Бусоград» позволяет работать как с детьми младшего дошкольного возраста, так и среднего, старшего возраста, что, несомненно, можно отнести к достоинствам. Ко всему прочему методика проста в применении, не требует временных и материальных затрат, что также является плюсом.

Основным материалом, который педагог задействует в своей работе, являются бусы. На первый взгляд, может показаться странным использование бус в игре с детьми, ведь большинство относят их к аксессуарам, украшениям, дополняющим образ женщины. Кроме того, могут возникнуть вопросы, касающиеся безопасного использования бус детьми: бусы легко рвутся, ребенок может нечаянно проглотить бусинку и поперхнуться. Еще более странным кажется применение бус в обучении и воспитании.       

Конечно же, применение бус в работе с маленькими детьми требует от воспитателя пристального внимания и бдительности. Перед началом работы необходимо удостовериться в качестве материала, его прочности, безопасности, а затем в ходе игры постоянно проверять и контролировать детей.

Что касается применения бус в процессе обучения, то автором данной методики М.И. Родиной разработано огромное количество различных заданий игрового характера, направленных как на общее развитие способностей ребенка, так и на развитие определенных умений. Для полного «погружения» в сказочный мир Бусограда автором был создан персонаж Феи Бусинки, именно она придумывает для детей увлекательные игры, интересные задания и помогает преодолевать препятствия.

Так, уже при первом знакомстве с бусами дети могут усвоить не только понятия формы, цвета, количества, размера, но и выучить новые слова, связанные с этими понятиями. С помощью бус можно выкладывать различные фигуры, предметы, создавать серии образов и многое другое. При этом «рисование» бусами сопровождается заучиванием небольших четверостиший. Приведем некоторые из стихотворений, применяемых нами на занятиях с детьми:

«Дорожка»

Бусы в кучку соберём

И ладошками сгребём,

Пальчиками их поманим,

«Дорожку» длинную растянем.

 

«Улитка»

Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь –

И нитка превращается в «улитку»! [2]

Выполнение подобного рода упражнений позволяет активизировать зрительное и слуховое восприятие, развивает память и воображение. В нашем случае данные упражнения способствовали совершенствованию дикции и интонации. Также технологию «Бусоград» можно использовать в ходе работы с трудными звуками. Игры можно усложнять, добавляя еще один комплект бус, либо иные материалы, тем самым расширяя круг возможностей для создания новых образов и картин.

Технология «Бусоград» была применена автором данной статьи в качестве основы для проведения мастер-класса, посвященного празднованию Международного женского дня. В мероприятии принимали участие не только дети, но и их родители. Приведем несколько примеров использования данного метода в развитии речи дошкольников.

Одно из игровых упражнений было направлено на развитие внимательности, умений поиска сходств и различий между людьми и предметами, а также на формирование чувства сплоченности, навыков работы в группе. Рабочим материалом стали вязаные мячики с нашивными кнопками, скрепить которые игроки могли лишь в том случае, если указывали на внешнее сходство с рядом стоящим участником. Таким образом, через выявление и последующее проговаривание общих сходств и различий участники создавали «бусы».

Второе задание также было направлено на развитие речевых навыков и заключалось в том, чтобы игроки, присоединяя свою бусину, произносили пожелание на предстоящий день. В конце игры участники собрали бусы-пожелания.

Третье задание с применением бус носило, скорее, невербальный характер, упражнение помогает развивать мелкую моторику: дети вместе с родителями собирали из макарон бусы, а затем рисовали открытки для мам в честь праздника 8 марта. Также в ходе мастер-класса ведущим были проведены игры с участием Феи Бусинки.

Исходя из полученного опыта реализации технологии «Бусоград» как в повседневной практике, так и при проведении отдельных мероприятий, автором были выделены следующие положительные моменты:

- развитие памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления,

- развитие речевых способностей,

- развитие мелкой моторики,

- проявление интереса со стороны обучающихся,

- простота и удобство применения методики.

В заключение хочется отметить, что технология «Бусоград» позволяет строить образовательный процесс в соответствии с целями и задачами ФГОС ДО, среди которых можно выделить: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования; возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

«Бусоград» способствует развитию не только познавательных, но и творческих способностей детей, а также обогащает их коммуникативный опыт, что является важным фактором в развитии психического здоровья.

 

Список литературы:

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М: Владос, 1999.
  2. Родина М. И. «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки». – Спб: РЖ «Музыкальная палитра», 2014.