Конспект НОД по ФЭМП "Лучшие друзья"
Конспект НОД по ФЭМП "Лучшие друзья"
Abstract educational activities directly "Best friends"
Автор: Юрова Светлана Александровна
ДОУ № 26 «Радуга», г. Дубна, Россия.
e-mail: lana.yurova.1975@mail.ru
Author: Yurova Svetlana Aleksandrovna
Kindergarten № 26 "Raduga", Dubna, Russia.
e-mail: lana.yurova.1975@mail.ru
Аннотация: Конспект занятия направлен на закрепление знаний по ФЭМП, программа Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой для детей 3-4 лет. Главной целью являетсявсестороннее развитиеребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.
Аnnotation: The abstract of the lesson is aimed at consolidating knowledge on the FEMP, the program of LG Peterson, E.E. Kochemasova for children 3-4 years. The main goal is the comprehensive development of the child, the formation of his ability to learn as a basis for creating a solid system of knowledge and education of personal qualities necessary today for every person for successful self-realization in life. The main activity of preschoolers is playing activities.
Ключевые слова: прямой и обратный счет, ориентировка, пространство, построение, объемные фигуры, конструирование.
Keywords: direct and reverse counting, orientation, space, construction, three-dimensional shapes, construction.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Главной целью является всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие
взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы
чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.
Дидактической основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
В дидактической системе «Школа 2000...» выделяются три основных типа занятий с дошкольниками:
• занятие открытия нового знания;
• тренировочное занятие;
• итоговое занятие.
Познавательно-речевое направление.
Образовательная область «Познание»:
1. Закрепить представление детей о геометрических и объемных фигурах, умение распознавать геометрические фигуры (круг, шар, треугольник, конус, прямоугольник, параллелепипед, квадрат, куб, цилиндр), используя осязание и зрение.
2. Учить ориентироваться в расположении части своего тела, и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: «слева»-«справа», «за»-«перед».
3. Учить ориентироваться в частях суток: «утро»-«день», «вечер»-«ночь».
4. Закрепить прямой и обратный счет до 5, распознавание цифр.
5. Закрепить умение плоскостного конструирования по образцу.
Образовательная область «Коммуникация»:
1. Продолжать развивать речь детей: формировать умение строить предложения, добиваться четкого произношения слов.
2. Развивать диалогическую и связную речь.
Образовательная область «Здоровье»:
1. Совершенствовать речевое дыхание.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Следить за правильной осанкой детей во время занятия.
Материал:
1. Мягкие игрушки: гусеница, солнышко;
2. Раздаточный материал: карточки с геометрическими фигурами, объемные геометрические фигуры, карточки с цифрами от 1 до 5, картинки с изображением частей суток.
Ход занятия:
Ребята, сейчас я расскажу вам одну сказку про лучших друзей!
Жили-были верные друзья – Солнышко и Бусиница. Бусиница очень любила рано вставать и встречать Солнышко. Они весело играли целый день, а когда Солнышку было пора уходить домой, верные друзья прощались до следующего утра.
Ночью Солнышко спало на небе, а Бусиница на своем любимом дереве. Вдруг подул сильны ветер, Бусиница не удержалась и упала на землю, рассыпавшись на маленькие бусинки. Утром Солнышко увидело беду Бусиницы и поспешило помочь ей.
Ребята, давайте тоже поможем Солнышку собрать Бусиницу! А для этого надо выполнить задания.
Игра № 1 (Части суток)
Воспитатель: Ребята надо вспомнить и назвать части суток. (Утро, день, вечер, ночь). А теперь посмотрите какая картинка потерялась? (Дети называют недостающую картинку). Молодцы, вы справились! Мы нашли первую бусинку.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: Давайте покажем как дует сильный ветер. (Показ детей)
Игра № 2 (Счет)
Воспитатель: Давайте посчитаем прямой и обратный счет до 5.
· Цифра 3 с какими цифрами дружит? (с цифрой 2 и 4)
· Цифра 4 с какими цифрами дружит? (с цифрой 3 и 5)
· Цифра 2 с какими цифрами дружит? (с цифрой 1 и 3)
Молодцы, ребята! Вот мы нашли вторую бусинку.
Игра №3 (Построение объемных фигур)
На столе в корзиночках лежат объемные геометрические фигуры (Шар, конус, параллелепипед, куб, цилиндр).
Воспитатель: Давайте вспомним, где у нас правая и левая рука! Послушайте задание:
· Правой рукой достать куб и положить его на стол;
· Достать параллелепипед и положить его справа от куба;
· Достать цилиндр и положить его слева от куба;
· Достать шар и положить его за кубом;
· Достать конус и положить его перед кубом.
Молодцы, справились! Вот у нас и третья бусинка.
Физкультминутка
Игра № 4 (Плоскостное конструирование)
На столе папки с плоскими геометрическими фигурами, а на доске геометрический узор. Дети составляют по образцу (четыре круга: красный, синий, зеленый, желтый; сверху голова Бусиницы - смайлик).
Воспитатель: Вот мы и нашли четвертую бусинку! Мы помогли нашему Солнышку встретиться с другом. Вы все молодцы!
Список литературы:
1. Васильева М.А, Гербова В.В, Комарова Т.С. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду» -М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина – М.: Детство-Пресс, 2008. – 164 с.
3. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова – М. Детство-Пресс, 2005. – 175 с.
4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду» - М. : Просвещение 1984.
5. Петерсон, Л.Г. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 176 с.