Деятельностный подход в экологическом воспитании детей раннего возраста

Дата публикации: 2019-04-09 14:38:42
Статью разместил(а):
Верещагина Лариса Ивановна

Деятельностный подход в экологическом воспитании детей раннего возраста

Activity approach in ecological education of children of early age

 

Автор: Верещагина Лариса Ивановна

МБДОУ «Детский сад № 4», г. Оханск, Пермский край, Россия

e-mail: vereshchagina-lara@mail.ru 

Vereshchagina Larisa Ivanovna

Kindergarten No. 4, Okhansk, Perm Krai, Russia

e-mail: vereshchagina-lara@mail.ru

 

Аннотация: Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста.

Abstract: The subject of ecological education of children of preschool age always was and will be relevant. Therefore to develop ecological outlook, ecological culture it is necessary from the earliest age.

Ключевые слова: природа, деятельностный подход, экология.

Keywords: nature, activity approach, ecology.

Тематическая рубрика:  Дошкольное образование.

 

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания. Все мы знаем, что маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде. Поэтому перед нами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы.

Самое главное — в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность,  т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.  

Федеральные государственные образовательные стандарты разработаны на основе системно — деятельностного подхода, так как деятельность является основой, средством и условием развития человека любого возраста. Деятельностный подход основывается на принципе единства познания, переживания и действия и принципе доступности. Познание и переживание осуществляются и развиваются в деятельности.

Деятельностный подход придает педагогическому процессу целостность, управляемость и обеспечивает максимальную эффективность реализации задач ФГОС ДО.

В детском саду суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых в реализации вместе выработанных целей и задач. Деятельность должна быть значимой и общественно полезной.

Я считаю, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы опыта: «Деятельностный подход в экологическом воспитании детей раннего возраста». Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как: 

- формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; 

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Экологическое воспитание осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Исходя из опыта работы, я считаю, что наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность является методом экологического образования, актуальность которого диктуется современными условиями. Федеральные государственные образовательные стандарты подразумевают развитие у дошкольников познавательного интереса к окружающему миру. Причем взрослый, в совместной деятельности с ребенком принимает позицию «равного» партнёра, т.е. они вместе (позднее ребенок самостоятельно) изучают окружающую природу, вместе фиксируют изученные события.

Одним из методов экологического воспитания является проектный метод.  Проектная деятельность заслуживает особого внимания в реализации деятельностного подхода. В настоящее время проектная деятельность в образовательных учреждениях, в том числе и экологической направленности, получила широкое распространение.

Для получения экологических знаний и последующего их применения необходимо создать условия: создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую разработку экологических знаний дошкольников.

В 2017-2018 учебном году мной был разработан проект «Огород круглый год». 

Цель проекта: Создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта. 

Задачи проекта:  

1.     Формировать у детей знания о росте и потребности растений.

2.     Формировать умения наблюдать, рассматривать.

3.     Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

4.     Развивать трудовые навыки и умение ухаживать за растениями.

5.     Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

6.     Воспитывать интерес и желание участвовать в совместном со взрослыми труде.

7.     Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

8.     Обогащать предметно-пространственную среду в группе с учетом ФГОС к предметно-развивающей среде ДОУ.

Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Каждый ребенок с большим удовольствием выберет себе занятие по душе и с увлечением его выполнит. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и восприимчивы, они начинают сочувствовать растению и сообщать о замеченных неполадках или наоборот радуются распустившимся цветкам. В процессе исследований необходимо задействовать все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе.

Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Таким образом, именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата. В дальнейшем планирую проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

 

Литература:

1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Мозаика – Синтез, 2008 г.

2. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ «Сфера», 2005 г.

3. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников (первая младшая группа) – М.: ООО «Центр педагогического образования», 2015г.

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры ля детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991 г.

5. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. – Ярославль: Академия развития,  1996 г.

6. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987г.