Сферы проявления детской инициативы и способы ее поддержки
Сферы проявления детской инициативы и способы ее поддержки
Areas of children's initiative and ways to support it
Автор: Ласавицкас Наталья Владимировна
МБДОУ д/с №15 «Ручеёк», г. Петровск, Саратовская область, Россия
e-mail: natalya.lasavickas@mail.ru
Lаsаvitskas Natalya Vladimirovna
Kindergarten №15 «Rucheek», Petrovsk, Saratov region, Russia
e-mail: natalya.lasavickas@mail.ru
Аннотация: В статье рассмотрена актуальность выражения инициативы детей дошкольного возраста и возможность родителей и педагогов помочь дошкольникам в этом направлении.
Annotation: The article deals with the relevance of expression initiatives for pre-school children and the possibility of parents and educators to help preschoolers in this direction.
Ключевые слова: детская инициатива, сферы инициативы, способы поддержки детской инициативы.
Keywords: children's initiative, areas of initiative, ways to support children's initiative.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
В основных законодательных документах России определена цель образования на современном этапе: воспитание человека, ответственного и инициативного, способного самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Соответственно, мы обязаны не только снабдить детей знаниями, умениями и навыками, но и предоставить им способность верить в себя и не страшиться принимать решения.
«Педагогический словарь», «Политический словарь», «Толковый словарь Ожегова», «Национальная педагогическая энциклопедия» и другие уважаемые издания примерно одинаково трактуют значение слова «инициатива»: это «почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, руководящая роль в какой-либо деятельности».
В данный момент важное направление для нас как для педагогов – поддержка и развитие детской инициативы, ведь внутренне активный ребенок и мыслит по-другому, и может увидеть перспективу, так как открыт для внешнего мира и всегда чувствует уверенность в своих силах.
И мы, педагоги, и родители – все желают видеть своих детей именно такими – верящими в себя, развивающимися и экспериментирующими. Наша задача – подкреплять инициативу ребенка даже при ошибочном ее ходе, ведь пользу детям принесет не та деятельность, которую мы ему выбрали и навязали, а инициированная им самим.
Так в каких же сферах мы можем наблюдать проявление детской инициативы?
Заметнее всего для глаза наблюдателя проявление инициативы в самостоятельной игровой деятельности: здесь ярко проявляется процесс выбора собственно игры, ролей в ней, необходимых атрибутов, «сотрудников» и места, где будет развертываться действие.
Исследователи выделяют четыре основные сферы инициативы:
· творческая инициатива – особенности действий ребенка в ходе сюжетной игры, где проявляется основная творческая деятельность и развиваются такие психические процессы, как воображение и образное мышление;
· инициатива как целеполагание и волевое усилие – следствие включенности ребенка во всевозможные виды продуктивной деятельности (рисование, лепку, аппликацию), которые требуют от дошкольника определенных действий с изоматериалами, развивают произвольность действий и планирующую функцию речи;
· коммуникативная инициатива проявляется как речевое взаимодействие со сверстниками, в ходе которого происходит развитие эмпатии и коммуникативной функции речи;
· познавательная инициатива определяется как любознательность (участие в экспериментировании и обычной познавательно-исследовательской деятельности при развитии способностей видеть пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения).
Особо следует отметить, что некоторые исследователи (например, Т.Н. Доронова) выделяют еще и пятую сферу – двигательную инициативу.
Автор ссылается на то, что двигательные навыки упоминаются в планируемых результатах, которые ребенок должен освоить за период дошкольного детства.
Я считаю, что мнение авторского коллектива под руководством Т.Н. Дороновой верно, так как предложенная сфера органично вписывается в пятерку образовательных областей согласно ФГОС ДО с ОО «Физическое развитие». Данная образовательная область неразрывно связана с развитием ребенка дошкольного возраста и ее никак невозможно исключить из списка, равно как и не всеми признаваемую двигательную инициативу. Также следует помнить, что при составлении индивидуальных образовательных маршрутов как на одаренных детей, так и имеющих показатели на низком уровне педагоги учитывают показатели по всем пяти образовательным областям.
Рассмотрев определение детской инициативы и разграничение ее на сферы, можно определить направление и способы ее поддержки. В процессе работы в данном направлении педагоги обычно делятся примерами своих конкретных действий, а не знанием направлений и способов поддержки детской инициативы. Данная позиция чревата тем, что одно и то же воздействие на разных детей приводит к разным результатам или вообще к их отсутствию. В свете данных событий встает вопрос о разъяснении педагогам разницы между способом (как двигаться) и направлением (куда будем двигаться).
Принимая во внимание различные виды деятельности ребенка-дошкольника, можно выделить большое количество как направлений, так и способов поддержки детской инициативы:
1. определение наиболее подходящего уровня нагрузки на каждого конкретного ребенка;
2. вовлечение в совместную трудовую и социально-коммуникативную деятельность;
3. поощрение действий ребенка, но не его самого;
4. положительное оценивание и промежуточного, и итогового результата;
5. похвала в ходе деятельности – обращение внимания на необычность творческого подхода ребенка;
6. демонстрация внимания и интереса к нуждам и потребностям ребенка;
7. «скрытая» помощь – ненавязчивая подсказка способа действия или выбора материала, места, способа;
8. создание различных ситуаций – успеха, общения, игровых, проблемных»;
9. личный положительный пример самого педагога – всегда правильная речь, позитивное отношение к окружающим, хорошее настроение;
10. отсутствие всевозможных запретов при выборе игры, способа действия, компаньонов и др.;
11. Альтернативная деятельность – предложение иного действия или игры;
12. Многократное повторение деятельности посредством всевозможных видов деятельности с целью овладения детьми-визуалами, аудиалами и кинестетиками;
13. Создание РППС по всем видам деятельности со свободным доступом к игрушкам, играм и оборудованию;
14. Выбор различных форм деятельности с детьми;
15. Обеспечение сменности материала и атрибутов.
Немаловажно обратить внимание на то, что способы поддержки детской инициативы следует реализовывать не только в совместной, но и в самостоятельной деятельности педагога и воспитанника.
В итоге ребенок должен иметь возможность понять самому и объяснить педагогу причину своего выбора. В этом и заключается реальность инициативности: дошкольник должен осознавать свою ответственность и совершать действия не спонтанно, а осознанно.
Итак, содержанием развития детской инициативы ребенка дошкольного возраста считается поддержка детских начинаний в процессе образовательной деятельности и сложившихся социальных условий.
Создание предметно-пространственной среды не пускается на самотек – привлекательные и аккуратные атрибуты вызывают проявление детской любознательности и изобретательности. Каждое новое движение в проявлении инициативы стимулирует зону ближайшего развития ребенка и тем самым создает принципиально новую зону, являющуюся очередной ступенькой развития личности.
Активное участие взрослого в деятельности ребенка развивает у него неуверенность в своих силах и чувство неполноценности. Но и либеральное, попустительское отношение педагога не является поддержкой детской инициативы. Нужно так мастерски построить образовательный процесс, чтобы найти «золотую середину» и услышать мнение каждого ребенка.
Используемая литература:
1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 113–119.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
3. Детская инициатива: поддержка и развитие. // Детский сад: теория и практика № 6, 2016г.