Песочная терапия как одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Песочная терапия как одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Sand therapy as one of the medical technologies in kindergarten
Автор: Пяткова Наталья Леонидовна
МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова, СПДО детский сад «Зоренька», с. Московское, Усть-Абаканский район, Республика Хакасия, Россия.
E-mail: Pyatkova5@list.ru
Pyatkova Natalia Leonidovna
Middle School named by A.P. Kyshtymova, Kindergarten "Zorenka", Moskovskoe, Ust-Abakansky district, Republic of Khakasia, Russia.
E-mail: Pyatkova5@list.ru
Аннотация: Одни педагоги считают главной ценностью самостоятельные игры с природными материалами, другие видят в них мощный ресурс для обучения. Очевидно одно – играя с песком и миниатюрными фигурками, ребёнок получает бесценный опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром.
Abstract: Some educators think the main value of independent games with natural materials,– others see them as a powerful resource for learning. Obviously one is playing with the sand and miniature figurines, the child gets the invaluable experience of owning a and constructive interaction with the surrounding world.
Ключевые слова: песочная терапия, дошкольник, здоровье, здоровьесберегающие технологии.
Keywords: children, sand, preschool, health.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Одна из первостепенных задач согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни. Существуют различные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании в зависимости от целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. Одной из таких здоровьесберегающих технологий является песочная терапия. Песочная терапия творчества, мелкой моторики и, как следствие, речи и когнитивных функций.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Актуальность темы. Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.
Основная цель - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя.
Песочная терапия решает следующие задачи:
· развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
· формирование у ребёнка представления об окружающем мире;
· развитие общей и тонкой моторики.
Песочная терапия – это одна из разновидностей арт-терапии.
Принцип действия «терапии песком» (метод сэнд плэй – дословно – песочная игра) был описан Карлом Густавом Юнгом, основоположником аналитической терапии, ещё в начале 20 века. Им было подмечено, что при контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость.
Каковы особенности песочной терапии?
Прежде всего, это возможность для самовыражения ребенка. Создаваемые композиции в процессе песочной терапии, позволяют выразить, то, что иногда не передать словами. Если есть трудности и ребенок не может что-то рассказать открыто, то песочная картина поможет ему раскрыться. При создании песочной композиции не нужны специальные навыки. Поэтому ребенок не будет бояться совершить ошибку или неточность, и будет более раскованно и смело действовать.
В частности, песочная терапия позволяет работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с детьми, испытывающие проблемы стыда, вины, лжи, трудности принятия своих чувств. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.
Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Дети отвечают на вопросы и высказывают своё мнение. Во время таких незатейливых упражнений взаимодействия с песком у дошкольника стабилизируется эмоциональное состояние, появляется интерес и желание к совместной деятельности. Развивая тактильно – кинестетическую чувствительность и мелкую моторику, ребёнок учится проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Испытывая, радость от совместной деятельности со сверстниками учится сопереживать, понимать себя и друзей. Так формируется навык позитивной коммуникации.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает различные виды игр на песке:
Познавательные игры: игры на знакомство с окружающим миром, географические игры; фантастические и исторические, игры-экскурсии по городу. Проективные игры: игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
Ребёнок выбирает игрушки и строит свой мир, свою сказку.
Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х человек, и более, в зависимости от размера песочницы.
Дети могут играть с песком и водой часами, и это всегда эффективно и полезно.
Однако основное содержание педагогической работы с ребёнком в Центре песка и воды (которые есть практически во всех детских садах) должно укладываться в 20 минут.
«В гости к песочному человечку» (первое занятие проводится по подгруппам)
Цели:
- познакомить с Центром песка и воды, правилами поведения в нём;
- развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка и воды;
-снизить психофизическое напряжение.
Оборудование: песок, вода и игрушка «песочный человечек», формочки, мелкие предметы для обыгрывания.
Содержание: Обратить внимание детей на то, какой красивый песок (желтый, мелкий, зернистый - определения будут зависеть от качества подготовленного песка), предложить рассказать всё, что они знают о песке (сыплется, сухой, есть на улице и на пляже, ит.д.)
Подводя итог, можно сказать о том, что даже такой знакомый всем детям материал, как песок, может многому научить, рассказать немало тайн. Например, песок может научить строить дома, ходить по пустыне, может рассказать о море или реке, в которых он живёт. В центре песка и воды живёт хранитель песка - песочный человечек. Он маленький, весёлый, знает много игр и историй. Но рассказывает эти истории песочный человечек только тем, кто выполняет правила (не ссориться, не сыпать песок на пол, не бросать песок в глаза и т.д.). От имени песочного человечка предложить детям построить домики из песка: «Мне очень бы хотелось бы увидеть, как выглядят дома, в которых вы живёте. Постройте их». По окончании работы каждый рассказывает песочному человечку о своей постройке. Обратите внимание на то, какие разные дома соорудили дети, каждый трудился над своим домиком, а у всех вместе получился настоящий песочный городок, а также на то, как соблюдение правил помогло выполнить работу дружно и весело. Предложить детям разровнять песок и поблагодарить песочного человечка.
Использование песочной терапии дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к занятиям;
- дети чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке;
- ребёнок расширяет круг предметно-игровых действий;
- на занятиях повышается уровень социально-бытового ориентирования детей.
Во время таких незатейливых упражнений взаимодействия с песком у дошкольника стабилизируется эмоциональное состояние, появляется интерес и желание к совместной деятельности. Развивая тактильно – кинестетическую чувствительность и мелкую моторику, ребёнок учится проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Испытывая, радость от совместной деятельности со сверстниками учится сопереживать, понимать себя и друзей. Так формируется навык позитивной коммуникации.
Литература:
1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке», 2006г.
2. Бережная,Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста», 2007г.
3. Бондарцева,С. Н. «Домик развития можно строить на песке», 2006
4. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка», 2001г.
5. Грабенко,Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия», 2004г.