Игровая деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2019-04-16 06:04:56
Статью разместил(а):
Юсупова Людмила Александровна

Игровая деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Play activity in the environmental education of children preschool age 

 

Автор: Дударева Любовь Алексеевна

МКДОУ «Детский сад № 5», г. Еманжелинск, Челябинская область, Россия.

e-mail: kolosok.douv5@mail.ru 

Dudareva Lyubov Alekseevna

Kindergarten № 5, Yemanzhelinsk, Chelyabinsk Region, Russia.

e-mail: kolosok.douv5@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются возможности воспитания экологической культуры в дошкольном детстве посредством игровой деятельности. Кратко охарактеризованы основные виды экологических игр,  применяемых   в образовательной деятельности, отмечается полезность организации игр в целях развития и формирования различных качеств ребенка.

Abstract: The article discusses the possibilities of raising environmental culture in preschool childhood through gaming activities. The main types of ecological games used in educational activities are briefly described, the usefulness of organizing games for the development and development of various qualities of a child is noted.

Ключевые слова: игровая деятельность, дошкольный возраст, экологическая культура, экологическое воспитание.

Keywords: play activities, preschool age, ecological culture, environmental education. 

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Окружающий  мир вокруг ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой в природе. Дошкольное детство - начальный этап формирования человеческой личности, ее ценностные ориентации в окружающем мире. В течение этого периода закладываются положительное отношение к природе, "рукотворный мир" для себя и людей вокруг них. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Она наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей.  Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные  положительные качества  и облегчают восприятие излагаемых знаний. В.А. Сухомлинский сказал: «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Эффективность введения детей к природе в большей степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который воспитывает, даёт задание, организует наблюдение и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому, первое, что объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), чтобы "погрузить" детей в любую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.

Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Достаточно серьезной проблемой для детей дошкольного возраста является освоение правил поведения в природе, а также моральных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усвоение норм и правил происходит лучше в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает, как играют другие дети. Но, нужно учесть, что не каждая игра является экологической по своим целям и содержанию.

Приведём основные требования к играм для экологического воспитания детей:

- игры должны быть выбраны с учетом законов развития детей и проблемы экологического образования, которые могут быть решены в этом возрастном уровне;

- игра должна давать ребенку возможность применить на практике уже полученные экологические знания и поощрять освоение новых знаний;

- игровая деятельность должна быть организованна в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;

- для того, чтобы игра была эффективным средством экологического образования детей, необходимо проследить внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми.

Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

В развитии игры выделяются две основные стадии. Первая стадия характерна для детей от 3 до 5 лет. Для неё главным является воспроизведение  реальных действий людей, содержанием игры выступают действия с предметами. Вторая стадия  развивается у детей от 5 до 7 лет. Для них характерно моделирование реальных отношений между людьми и содержанием игры на этой стадии становятся социальные отношения. 

Классификация и  характеристика  игр  экологического содержания очень разнообразна.  Но основным отличием игры как метода обучения и воспитания  является наличие чёткой  цели.  

Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Спасатели леса» (ее участники выполняют роли защитников природы).

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра  «Комнатный цветок» помогает усвоить  этапы  роста  растения.      

Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: экологическая викторина, игра «Самый умный»  и т. д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают получить новые и разнообразные знания по какой-либо теме.   Например: «Посещение зоопарка»,  «Поездка к морю», «Необитаемый остров» и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Времена года»;  «Весёлый огород»;  «Дерево - теремок»  и др.

В  игровой деятельности детей могут также присутствовать игры –упражнения. Это  игра,  повторяемая  в опыте детей. Ребёнок многократно к ней обращается, испытывает удовольствие от повтора. Например «Перелёт птиц».

Игровая деятельность это эффективное средство экологического воспитания, позволяет максимально  реализовать поставленные задачи и использовать в воспитательно – образовательной работе с детьми. Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога, и его готовности осуществлять эту деятельность. 

  

Список литературы:

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2004.

2. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004.

3. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003.

4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

5. Молотова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». Минск, 1995.