Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Неконструктивное поведение детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2019-04-22 14:46:31
Статью разместил(а):
Петринко Надежда Александровна

Неконструктивное поведение детей дошкольного возраста

Non-constructive behavior of preschool children

 

Авторы:

Петринко Надежда Александровна

Студент Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановского государственного университета», г. Шуя, Ивановская область, Россия.

e-mail: nakar23@mail.ru

Petrinko Nadezhda Aleksandrovna

student of Shuya branch of Ivanovo state University, Shuya, Ivanovo region, Russia.

e-mail: nakar23@mail.ru

Данилов Николай Анатольевич

Доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановского государственного университета», г. Шуя, Ивановская область, Россия

e-mail: danilovnikanat@gmail.com

Danilov Nikolay Anatolyevich

Associate Professor, PhD, associate Professor, Department of psychology and social pedagogy, Shuya branch, Ivanovo state University, Shuya, Ivanovo region, Russia

e-mail: danilovnikanat@gmail.com

 

Аннотация: В статье раскрываются формы неконструктивного поведения детей, их возможные причины и различные игровые технологии, которые можно использовать в работе с детьми с неконструктивным поведением.

Annotation: The article reveals the forms of non-constructive behavior of children, their possible causes and various game technologies that can be used in working with children with non-constructive behavior.

Ключевые слова: неконструктивное поведение детей, формы неконструктивного поведения, причины, игровые технологии.

Keywords: non-constructive behavior of children, forms of non-constructive behavior, causes, game technologies.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Приобретенный человеком в детстве коммуникативный опыт – это фундамент, на котором строится дальнейшее развитие личности. Этот первый осознанный опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к окружающим и к миру в целом. Но, далеко не всегда этот опыт складывается удачно. Начиная с дошкольного возраста, у многих детей возникает множество ситуаций затрудненного общения, закрепляются модели неконструктивного поведения.

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве,  говорить тихо,  избегать контактов со сверстниками  и взрослыми, все чаще в поведении детей проявляется агрессивность, капризы. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное. Жизнь такого ребенка проходит в обстановке упреков и порицаний. Все это не способствует исправлению поведения, а еще больше ухудшает его.

Нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение  навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на  здоровье, и, в конечном счете, могут привести к искаженному развитию личности.

В.Н. Куницина в структуре коммуникативных трудностей выделяет психологическую и процессуальную стороны. Психологическая сторона трудностей связана с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения; процессуальная сторона – с несформированностью умений, незнанием норм, социальной неуверенностью [3, с.49]. Именно процессуальная сторона трудностей приводит к нарушениям поведения ребенка в общении, к стремлению детей либо выделиться, либо замаскировать собственные трудности, либо отвлечь внимание от себя.

М.Э. Вайнер, изучая детское поведение, отмечал, что его неконструктивные формы зачастую являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения в жизни или на не неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений с окружающими [2].

Основными формами неконструктивного поведения ребенка в общении являются: импульсивное поведение, конформное поведение, демонстративное поведение, протестное поведение, агрессивное поведение [1].

Все формы неконструктивного поведения детей можно разделить на две группы:

1. Поведение, обусловленное нейродинамическими особенностями ребенка; 

2. Поведение, связанное с обучением и развитием, стилем взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенностями семейного воспитания. 

К первой группе относится  импульсивное поведение ребенка. Его можно охарактеризовать следующим образом. Ребенок с импульсивным поведением быстро и непосредственно реагирует и также быстро раскаивается в своих действиях. Им движет желание удовлетворить свои потребности. Конкретная цель при этом не ставится, сознание не концентрируется на достигнутом результате. Ребенок с данной формой неконструктивного поведения отличается невероятной двигательной активностью, повышенной отвлекаемостью, невнимательностью, недостаточно четкой пространственной координацией движений. У таких детей «живая» мимика, подвижные глаза, быстрая речь, они часто находятся вне ситуации. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится.

Особенности поведения этих детей свидетельствует о недостаточно сформированных у них регуляторных механизмах психики, прежде всего самоконтроля как важнейшего звена в становлении произвольного поведения.

Эффективным средством коррекции импульсивного поведения старших дошкольников является игра. В частности, игры с правилами и длительные игры со сверстниками. В играх этим детям потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других.

Ко второй группе относятся все остальные формы неконструктивного поведения детей. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Конформное поведение. 

Среди старших дошкольников достаточно много «тихонь», которые готовы со всем соглашаться. Такое поведение  детей чаще устраивает взрослых, чем пугает и настораживает. Дети-тихони идут на поводу у своих сверстников, не имея своей точки зрения.

Дети с конформным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные  из них – это избирательность контактов и боязнь публичных выступлений.

Личностные особенности ребенка не являются его врожденными качествами. Они формируются тогда,  когда  он испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Особую роль играет авторитарный или гиперопекающий стиль воспитания.

Для помощи детям с конформным поведением необходимо создать условия, которые позволят им понять  и поверить, что их активность  дает зримый и приятный самим себе результат. Самым эффективным средством освобождения ребенка от конформного поведения являются игры – драматизации.

Демонстративное поведение. 

Признаки такого поведения - кривляние и капризы. Ребенок кривляется только в присутствии  взрослого, и только тогда, когда на него обращают внимание. Кривляется, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведения.

Для детей с данной формой неконструктивного поведения это единственный способ  привлечь  к себе внимание. Проявление демонстративного поведения происходит тогда, когда родители практически не общаются с ребенком, или общаются в ситуации, когда ребенок  плохо себя  ведет. Демонстративное поведение распространено в семьях, группах  с авторитарным  стилем  воспитания.

Каприз – это часто повторяющаяся слезливость, необоснованные выходки с целью самоутвердится. Капризы сопровождаются активным проявлением недовольства и раздражительности.  

Эффективным способом для коррекции поведения является игра. Взрослый в игре может специально создать такие условия, чтобы ребенок максимально ярко проявил  демонстративность. Такие заострения негативных черт одновременно и способ самовыражение ребенка, и, что важно, - один из способов самосознания.

Протестное поведение. 

Можно выделить три формы протестного поведения: негативизм, упрямство, строптивость. В возрасте от 2до 3 лет такое поведение свидетельствует о нормальном  формировании личности.

Негативизм – такое поведение ребенка, когда он не хочет делать только потому, что его попросили.  Типичные проявления-слезы, грубость, дерзость, отчужденность, обидчивость.

Причиной такого поведения является накопление у ребенка эмоционально отрицательного отношения к требованиям взрослых. Негативизм чаще результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого взрослым.  Не надо смешивать негативизм с проявлением настойчивости (стремление ребенка к цели).

Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.

Строптивость – направлена против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни. Такие дети чаще инициируют конфликты. Склонны решать конфликтные ситуации  криками, обзыванием, дракой.

Помочь ребенку осознать,  какие из его внутренних  тенденций вошли в противоречия, привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями, восстановить пошатнувшуюся самооценку. В этом помогут коллективные игры, которые учат идти на компромисс, договариваться.

Агрессивное поведение. 

Это так называемое целенаправленное разрушительное поведение. Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки; замещение неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Физическая агрессия ребенка выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Дети склонные к вербальной агрессии – оскорбляют, дразнят, обзывают, ругаются.

Причинами агрессивного поведения могут быть:

1. Агрессивное поведение возникает из-за  разнообразных учебных трудностей;

2. Воздействие средств массовой информации. Систематический просмотр фильмов-ужасов, фильмов со сценами жестокости, насилием;

3. Дисгармонические отношения родителей, агрессивное поведение по отношению  к другим людям.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как, порой он даже не догадывается о том, какими добрыми могут быть человеческие отношения. Для коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников также можно использовать режиссерские и психотехнические освобождающие игры.

Итак, говоря о том, какие игры можно использовать в работе с детьми с неконструктивными формами поведения мы можем выделить следующие игровые технологии:

1. Игры с правилами. В них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям, т.е. не нарушать правила, если он желает играть и не хочет разрушить игру.

2. Игры-соревнования. Наиболее сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил.

3. Игры-драматизации. Особенно эффективны для конформных детей. Ребенок первоначально преодолевает присущие  ему неуверенность, трусость, а приобретает самостоятельность, уверенность, инициативность.

4. Коллективные дидактические игры. Наиболее эффективны для детей с протестным поведением. Отличием коллективной игры для детей с протестным поведением заключается в том, что эта игра должна быть дидактической, а не сюжетно-ролевой.  В ней приоритетной задачей является развитие у играющих навыков сотрудничества.

5. Сюжетно-ролевая игра. Преимущественно применяется в коррекции демонстративного поведения. Сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения, обладает мощным социализирующим эффектом. На первый план для детей выступает не столько функциональное исполнение роли, сколько ее личностные характеристики.

6. Психотехнические освобождающие игры и режиссерские игры. Направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя берет функцию режиссера.

7. Народная игра. Универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения.

 

Список литературы:

1. Вайнер М.Э. Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей // Коррекционная педагогика в начальном образовании. — М., 2001.

2.Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. М., 2004.

3. Куницина В.Н. Трудности межличностного общения: дисс. …докт. психол. Наук. СПб., 1991.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN