Использование методов ТРИЗ в валеологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2019-04-30 09:48:02
Статью разместил(а):
Лысенко Людмила Анатольевна

Использование методов ТРИЗ в валеологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Use of methods inventive problem solving in valeological education of children older preschool age

 

Автор: Лысенко Людмила Анатольевна

МКДОУ «Детский сад № 5», г. Еманжелинск, Челябинская область, Россия.

e-mail: kolosok.douv5@mail.ru 

Lysenko Lyudmila Anatolyevna

Kindergarten № 5, Yemanzhelinsk, Chelyabinsk Region, Russia

e-mail: kolosok.douv5@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются возможности валеологического воспитания в дошкольном детстве посредством использования технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Кратко охарактеризованы словесные, наглядные, практические методы ТРИЗ, применяемые   в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.  Отмечается  полезность применения методов в целях развития положительных суждений о здоровье человека. 

Abstract: The article discusses the possibilities of valeological education in preschool childhood through the use of technology TIPS (theory of inventive problem solving). The verbal, illustrative, practical methods of TIPS used in the educational activities of children of preschool age are briefly described. The usefulness of the application of methods for the development of positive judgments about human health is noted. 

Ключевые слова: ТРИЗ, валеологическое воспитание, дошкольный возраст.

Keywords: theory of solving inventive problems, valeological upbringing, preschool age.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Основная работа в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно поддержать это стремление, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, познание, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Более эффективное формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни происходит в игровой форме, во время организованной деятельности, прогулок и в свободное время. Поэтому важной особенностью является применение методов и приемов технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)  в процессе познания валеологии.

Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - это максимальный акцент на самостоятельность работы детей старшего дошкольного возраста. Минимум теории, которую нужно понять, минимум прямой помощи от воспитателя. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло. Дошкольники старшего возраста стремятся к самоутверждению, поэтому работа воспитателя направлена на  создание условий для развития самостоятельности в решении валеологических проблем детей, их инициативы, творчества, преодоления трудностей, развития оценочных суждений о здоровье человека, осознание мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья.

Педагог ориентируется на личностное своеобразие каждого ребенка. При проведении валеологических мероприятий он не забывает, что слушатель – дошкольник, воспринимающий все эмоционально, непосредственно. Поэтому все методы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) отличаются научной простотой, образностью, пробуждают в ребенке интерес, желание отвечать на вопросы и задавать их. Главное – не спешить с ответами, их можно найти путем наблюдений, физиологических опытов, рассуждений, экспериментирования, бесед и т.д.

Степень активности и самостоятельности детей определяется их реакцией на методы и приемы работы воспитателя. Чем активнее методы обучения, тем выше уровень познавательной активности детей. Мы используем традиционные группы методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач): словесные, наглядные, практические – с адаптацией на изучаемый материал.

Словесные методы:

·         «Хорошо – плохо» - создание идеального объекта анатомии, физиологии, гигиены органа через сравнительный анализ; учить видеть положительные и отрицательные качества в зависимости от условий окружающей среды. Приемы: рассматривание объекта, анализ объекта в сравнительной форме, вопросы, жизненный опыт детей.

·         «Противоречия» - развивать способ мышления с помощью противоречий, разрушающих житейскую логику формального, нетворческого мышления. Приемы: вопросы, формулировка противоречий, нахождение острых противоречий и умение их разрешить, жизненный опыт детей.

·         «Игра со сказкой» - учит способам действий, которые позволяют самостоятельно совершать открытия, формирует любознательность, стремление к познанию. Приемы: наградить положительных героев отрицательными качествами и наоборот. Что произойдет с героями, как закончится сказка?

·         «Проблемная ситуация» - побуждает детей выдвигать гипотизы, делать выводы не бояться допускать ошибки.

Наглядные методы:  

·         Показ воспитанниками  иллюстративных пособий (плакатов,  картин и пр.).

·          Демонстрация  моделей, опытов, связанных с изучаемой темой и содержанием изобретательских задач.

Практические методы ТРИЗ:

·         Опытно-экспериментальная деятельность. Самостоятельная поисковая деятельность детей с целью решения поставленной задачи. Характеристика объектов и действий через восприятие: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

·         Игровой метод. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

·         Моделирование. Создание моделей, их использование, формирование знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

·         Проектная деятельность. Дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творчество.

Алгоритм решения изобретательских задач:

·         Воспитатель не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает.

·          Пригласить  к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. 

·         На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения дошкольники  учатся  находить выход из сложной ситуации. Использование в работе по валеологическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста методов и приемов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) позволяет убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных ситуаций не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Знания усваиваются лучше, за счет того, что становятся понятнее ребенку. 

 

Список литературы:

1. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. - М, 2004.

2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008г.

3. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 445 с.

4. Фомина Н. А. Формирование основ здорового образа жизни// Управление ДОУ №1 2004.