Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья детей
Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья детей
The role of the game in physical development and health promotion
Автор: Мостова Екатерина Владимировна
МДОУ "Старомайнский детский сад № 5", Ульяновская область, Россия.
E-mail: katena.mostova@mail.ru
Mostova Ekaterina Vladimirovna
Staromaiski Kindergarten N 5, Ulyanovsk region, Russia.
E-mail: katena.mostova@mail.ru
Аннотация: Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений в виде консультации.
Abstract: The material is intended for preschool teachers in the form of advice.
Ключевые слова: двигательная активность, подвижные игры.
Keyword: motor activity, outdoor games.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
Двигательная активность в этот период жизни выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка (психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного воспитания). Постепенно подготавливает ребенка в систему социальных отношений. Современные дети мало двигаются, мало играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм.
Поэтому в практике детского сада должны использоваться игры. Но особое место среди них должны занять подвижные игры. Эти игры считаются универсальными и незаменимыми в развитии физического воспитания. Подвижная игра – важное средство физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному нравственному, эстетическому развитию ребенка, оздоровлению и укреплению организма ребенка, повышению двигательной активности, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.
Игра - исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Игры можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.
Планируя подвижные игры, следует учитывать:
• общий уровень физического и умственного развития,
• уровень развития и двигательных умений,
• состояние здоровья каждого ребенка,
• индивидуальные особенности,
• время года,
• особенности режима дня,
• место проведения игры,
• интересы детей.
При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса. Малыш приходит в детский сад, чтобы обрести друзей, выразить себя в деятельности. Именно подвижная игра делает этот процесс воспитания приятным и полезным не только для самого ребёнка, но и для взрослых. Игра для детей - важное средство самовыражения, « проба себя». Она должна войти в жизнь ребёнка, умело сочетаться с другими видами его деятельности.
В подвижной игре, ее различных ситуациях ребенок имеет реальные возможности для познания своего внутреннего «Я», для создания собственных представлений о своем влиянии на среду, о месте и роли в коллективе играющих. Игра дает широкие возможности для познания посредством активной деятельности реального мира, уверенного вхождения ребенка в мир социума. Оздоровительное значение игр выражается в конкретном влиянии применения их средств на развитие двигательных качеств и достижение уровня физической подготовленности ребенка. Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил. Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:
- Сюжетные игры, в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный ("Медведь и пчелы", "Зайцы и волк", "Воробышки и кот") и условный ("Ловишки", "Пятнашки", "Перебежки") .
- Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека. В бессюжетных играх ("Найди себе пару", "Чье звено быстрее построится", "Придумай фигуру") все дети выполняют одинаковые движения.
- Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения. Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.
- Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.
- Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.
- Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старшем возрасте.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.
Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.
Подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т. д.).
По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.
Подвижные и спортивные игры проводятся на занятиях по физической культуре, а также на прогулках.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови! », «Беги! », «Стой! » и др.
Методика проведения подвижной игры
- Выбор игры
- Создание интереса детей к игре
- Сбор на игру
- Организация играющих
- Объяснение правил игры
- Распределение ролей
- Разметка площадки
- Раздача инвентаря и атрибутов
- Сигнал на начало игры
- Проведение игры
- Сигнал на окончание игры
- Анализ игры
Важно помнить, что исключение хотя бы одного этапа в развитии игры влечёт за собой быструю потерю интереса детей к участию в предлагаемой игре. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности).
Список литературы:
- Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38)/2013.
- Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.
- Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013
- Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.