Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.10.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья детей

Дата публикации: 2019-05-03 11:29:15
Статью разместил(а):
Мостова Екатерина Владимировна

Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья детей

The role of the game in physical development and health promotion

 

Автор: Мостова Екатерина Владимировна

МДОУ "Старомайнский детский сад № 5", Ульяновская область, Россия.

E-mail: katena.mostova@mail.ru

Mostova Ekaterina Vladimirovna

Staromaiski Kindergarten N 5, Ulyanovsk region, Russia.

E-mail: katena.mostova@mail.ru

 

Аннотация: Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений в виде консультации.

Abstract: The material is intended for preschool teachers in the form of advice.

Ключевые слова: двигательная активность, подвижные игры.

Keyword: motor activity, outdoor games.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.  

Двигательная активность в этот период жизни выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка (психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного воспитания). Постепенно подготавливает ребенка  в систему социальных отношений. Современные дети мало двигаются,   мало играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм.  

Поэтому в практике детского сада должны  использоваться игры. Но особое место среди них должны  занять  подвижные игры. Эти игры считаются универсальными и незаменимыми  в  развитии физического воспитания. Подвижная игра – важное средство физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному нравственному, эстетическому развитию ребенка, оздоровлению и укреплению организма ребенка, повышению двигательной активности, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Игра - исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Игры можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.

Планируя подвижные игры, следует учитывать:

• общий уровень физического и умственного развития,

• уровень развития и двигательных умений,

• состояние здоровья каждого ребенка,

• индивидуальные особенности,

• время года,

• особенности режима дня,

• место проведения игры,

• интересы детей.

При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса. Малыш приходит в детский сад, чтобы обрести друзей, выразить себя в деятельности. Именно подвижная игра делает этот процесс воспитания приятным и полезным не только для самого ребёнка, но и для взрослых. Игра для детей - важное средство самовыражения, « проба себя». Она должна войти в жизнь ребёнка, умело сочетаться с другими видами его деятельности.

В подвижной игре, ее различных ситуациях ребенок имеет реальные возможности для познания своего внутреннего «Я», для создания собственных представлений о своем влиянии на среду, о месте и роли в коллективе играющих. Игра дает широкие возможности для познания посредством активной деятельности реального мира, уверенного вхождения ребенка в мир социума. Оздоровительное значение   игр выражается в конкретном влиянии применения их средств на развитие двигательных качеств и достижение   уровня физической подготовленности ребенка.  Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил. Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

  1. Сюжетные игры, в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный ("Медведь и пчелы", "Зайцы и волк", "Воробышки и кот") и условный ("Ловишки", "Пятнашки", "Перебежки") .
  2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека. В бессюжетных играх ("Найди себе пару", "Чье звено быстрее построится", "Придумай фигуру") все дети выполняют одинаковые движения.
  3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения. Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.
  4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.
  5. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.
  6. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старшем возрасте.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.

Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т. д.).

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

Подвижные и спортивные игры проводятся на занятиях по физической культуре, а также на прогулках.  

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови! », «Беги! », «Стой! » и др.

Методика проведения подвижной игры

  1. Выбор игры
  2. Создание интереса детей к игре
  3. Сбор на игру
  4. Организация играющих
  5. Объяснение правил игры
  6. Распределение ролей
  7. Разметка площадки
  8. Раздача инвентаря и атрибутов
  9. Сигнал на начало игры
  10. Проведение игры
  11. Сигнал на окончание игры
  12. Анализ игры

Важно помнить, что исключение хотя бы одного этапа в развитии игры влечёт за собой быструю потерю интереса детей к участию в предлагаемой игре. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности).

 

Список литературы:

  1. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38)/2013.
  2. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.
  3. Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013
  4. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN
technologi.site