Эмоциональное развитие детей в условиях ДОУ

Дата публикации: 2019-05-11 08:54:20
Статью разместил(а):
Пекина Олеся Викторовна

Эмоциональное развитие детей в условиях ДОУ

The emotional development of children in the context of the kindergarten

 

Автор: Пекина Олеся Викторовна

МБДОУ «Детский сад № 56», г. Зима, Россия.

e-mail: pekina.olesya@mail.ru 

Pekina Olesya Viktorovna

Kindergarten № 56, Zima, Russia.

e-mail: pekina.olesya@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы эмоционального развития ребенка дошкольного возраста как важнейшего педагогического условия развития его личности.

Abstract: This article discusses the problem of emotional child development preschool age as an essential pedagogical conditions for the development of his personality.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, развитие дошкольников, чувство уверенности, развитие личности, дошкольник, эмоционально-волевая готовность.

Keywords: emotions, emotional sphere, development of pre-school children, confidence, personal development, preschooler, strong-willed and emotional readiness.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Особый период в развитии ребенка  - это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять, чувства других  не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка играют эмоции.

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Если в восприятии, ощущениях, познавательных процессах отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Так, между человеком и окружающем миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

Одной из задач всех специалистов и воспитателей в детском саду является нравственное развитие и воспитание дошкольников, привитие ему основных моральных качеств и устоев, которые в дальнейшем помогут ему общаться с другими людьми и адекватно относиться к их поведению и поступкам.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей его среды близких ему людей. 

Эмоциональное развитие дошкольников начинается в первую очередь в семье и зависит от того, как выстроено общение между членами семьи, между родителями и ребенком. Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка.  Как показывает анализ детско-родительских отношений у детей, сделанный на основе диагностической методики «Кинетический рисунок семьи» Р.Берн, С.Кауфман: благоприятная семейная ситуация у 56,4% дошкольников; тревожность проявляют 31% воспитанников; у 23% детей наблюдается конфликтная семейная ситуация; чувство неполноценности в семье испытывают 9,5% дошкольников; 8,7% показывают враждебность в семейной ситуации. Данные методики настораживают педагогов и родителей. Отсюда у детей чувство тревоги, страха, неуверенности в себе, низкая самооценка, неумение общаться со сверстниками. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.

 Большую роль играет работа педагога-психолога в детском саду: проведение тренингов, семейные консультации, работа родительских клубов, проведение различных методик и выстраивание на их основе «Индивидуальных маршрутов эмоционального развития» [4]. 

На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих. 

Эмоциональное развитие дошкольников в детском саду и семье  происходит через разнообразные формы работы и виды детской деятельности:

- общение ребенка со взрослым, посредствам игровой деятельности, например игра в конструктор, сюжетно-ролевая игра;

- чтение книги ребенку;

- разговор об отношениях ребенка с друзьями.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [3].

Основой эмоционального развития ребенка является восприятие им художественной литературы. Во время чтения произведений можно заметить, как дети проявляют эмоции в движениях: застывают в одной позе, проявляют двигательное беспокойство; копируют действие персонажей; желают отключиться от сильного переживания (отворачиваются, прячутся, закрывают лицо руками). Пиком эмоционального развития становится, когда у дошкольника появляется необходимость начать общаться друг с другом, поделиться впечатлениями после прочитанного. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.

В детских садах, начиная с раннего возраста, используются картинки с изображением эмоций, прикрепленные на шкафчиках в раздевальной комнате, когда дети могут «выставить» свое настроение, тем самым с раннего детства знакомясь с эмоциями человека и с тем как можно ими управлять, знакомясь с эмоциональными состояниями людей.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. И они, конечно, тоже теснейшим образом связаны с эмоциями. Исходный пункт этих мотивов - возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Одно из проявлений стремления к самоутверждению - притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямств.

Важной особенностью эмоционального развития является также тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений [2].

К шестому году, как правило, дети могут нормально взаимодействовать с окружающими по правилам, нормам. Определенный уровень уже пройденной социализации позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми.

Одним из целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта является: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Мы педагоги должны стремится к этим «ожиданиям».

Для этого необходимо применять различные современные  педагогические технологии для эмоционального развития дошкольников. Создавать образовательную среду, направленную на эмоциональное благополучие детей. Соблюдать психолого-педагогические условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленные на формирование и поддержку положительной самооценки дошкольников, поддержку положительного и доброжелательного отношения детей друг к другу.         

 

Список литературы:

1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

2. Гребенщикова Т. В. Педагогические условия эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 163 – 270.

3. Лаптева Ю. А. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС дошкольного образования // Современный ребёнок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы региональной научно-практической конференции (23 мая 2014 г.). Новокузнецк: РИО КузГПА, 2015. С. 63 – 67.

4. Лаптева Ю. А., Морозова И. С. К проблеме изучения особенностей эмоционального развития современных дошкольников // Современная наука: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. Нефтекамск: Наука и образование, 2015. С. 56 – 59.

5. Лаптева Ю. А., Фёдорова Н. И. Мониторинг эмоционального благополучия дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации // Евразийский союз учёных (ЕСУ). 2015. № 7. Ч. 6. С. 73 – 76.

6. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. 176 с.

7. Разенкова Н. Е. Теоретические аспекты эмоционально-экспрессивного развития личности // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 296 – 304.