Формирование самостоятельности детей в психолого-педагогической литературе

Дата публикации: 2019-05-22 17:12:15
Статью разместил(а):
Лисьева Ирина Николаевна

Проблема формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

 The problem of formation of independence of preschool children in psychological and pedagogical literature 

 

Автор: Лисьева Ирина Николаевна

Студент 4 курса ИГУ ПИ, направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и педагогика дошкольного образования», Иркутск, Россия.

e-mail: antonk2000@mail.ru 

Liseva Irina Nikolaevna

4th year student of ISU PI, areas of training "Psychological and pedagogical education", profile "Psychology and pedagogy of preschool education", Irkutsk, Russia.

e-mail: antonk2000@mail.ru

 

Аннотация: Дошкольное детство – важный период в жизни человека, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма. Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка, как главнейшее условие развития его личности в целом.

Abstract: Preschool childhood is an important period in a person's life when a human personality is formed, strong foundations of physical, mental, moral and spiritual health of children are laid, functional improvement of all organs and systems of the body takes place. Modern primary school places high demands on the level of readiness of children for school. The success of the preschool child's further education largely depends on how well and in a timely manner the preschooler will be prepared for school. Among the qualities of the future student researchers highlight the independence of the child as the main condition for the development of his personality as a whole. 

 

Ключевые слова: самостоятельность, деятельность, дошкольник.

Keywords: independence, activity, preschooler.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Многие ученые педагоги и психологи уделяют внимание проблеме развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, вследствие ее актуальности. Тем не менее, до настоящего времени нет единого подхода к сущности понятия самостоятельность. В общепринятом значении под самостоятельностью понимается качество личности, выражающееся в способности анализировать ситуации, мыслить, действовать, принимать решения по собственной инициативе, вырабатывать собственное мнение, то есть независимость, способность и стремление совершать действия или поступки без посторонней помощи [1].

У детей старшего дошкольного возраста самостоятельность проявляется в стремлении и умении действовать без помощи взрослых, готовности искать ответы на возникающие вопросы. При этом самостоятельность непосредственно связана с проявлением элементов творчества, инициативности и активности. Самостоятельность – это качество личности, которое формируется и развивается именно в дошкольном периоде [2]. 

Самостоятельность является одним из качеств, которые необходимы современным людям. Родители и педагоги, учитывая возраст ребенка, ждут от него определенной степени самостоятельности в выполнении повседневных дел, познавательной деятельности, организации свободной деятельности и других занятиях. Большое значение имеет то, что большинство детей стремятся к независимости от взрослых.

Достаточно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка только после начала его школьного обучения. Такой подход приводит к сложностям, вследствие того, что само по себе начало школьной жизни достаточно трудный этап в жизни детей. Начинать воспитывать это качество необходимо гораздо раньше. А чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Зачастую по отношению к уже подросшим детям старшего дошкольного возраста родители проявляют гиперопеку, то есть такое воспитание, при котором у детей не воспитывается самостоятельность, ответственность и инициативность.  Родители чрезмерно заботятся о своем ребенке, не позволяя ему самостоятельно выполнять посильную работу, а все делают за него [3].

По мнению исследователей, в старшем дошкольном возрасте дети испытывают потребность быть самостоятельными в выборе вида деятельности и ее содержания. Научные наблюдения за родителями и педагогами показывают, что взрослые либо чрезмерно регламентируют деятельность детей, редко предоставляя им возможность проявить инициативу и осуществить выбор, либо во время свободной деятельности детей не взаимодействуют с ними, не реагируют на возникающие трудности в процессе деятельности, не оказывают помощь.

Таким образом, возникает противоречие между желанием ребенка действовать самостоятельно, реализуя свои замыслы в разнообразных видах детской деятельности, желанием взрослых видеть детей самостоятельными и реальными условиями, созданными в образовательной среде современного детского сада, которые не всегда позволяют ребенку проявлять свою самостоятельность.

Самостоятельность является интегративной характеристикой личности, проявляющейся в объединении других качеств и свойств личности для решения актуальных для ребенка задач деятельности.

Анализ подходов к определению структуры самостоятельности позволяет сделать вывод о том, что самостоятельность ребенка может быть рассмотрена через объединение таких качеств, как интерес, избирательность, целенаправленность, автономность, умелость, творчество.

Доминирование тех или иных качеств будет определять особенности самостоятельности каждого ребенка.

С.Л. Рубинштейн связывает развитие самостоятельности с субъектным опытом: опытом проявления интереса и избирательности, опытом планирования своих действий и достижения цели деятельности, опытом обращения за помощью к взрослому, опытом осуществления действий и операций, опытом творчества [4].

Ребенок получает такой опыт в разных видах детской деятельности, действуя автономно  от взрослого или принимая его помощь и поддержку. Степень самостоятельности ребенка в той или иной деятельности будет зависеть от ее вида, содержания, цели, которые ставит сам ребенок или принимает от взрослого, мотивов достижения результата.

Возникающие в дошкольном возрасте многообразные виды деятельности ребенка различаются не только по своему содержанию, но и по отношениям между ребенком и взрослым, по тому, в какой форме присутствует взрослый в той или иной деятельности.

Осуществляя поддержку самостоятельности ребенка в детских видах деятельности, педагог инициирует свободный выбор ребенка, активность, оказывает помощь при возникновении трудностей в достижении намеченного результата.

Установлено, что разнообразные виды детской деятельности имеют особое, специфическое влияние на развитие ребенка. Игра, рисование, экспериментирование, восприятие художественной литературы и прочие занятия, помогают детям старшего дошкольного возраста раскрывать в себе новые способности, удовлетворять определенные потребности в постижении окружающего мира и познании себя самого.

 В то же время исследователи детской деятельности отмечают, что, различная деятельность оказывает влияние на развитие разных способностей. Так, например, творческие игры будут способствовать развитию воображения ребенка. Игры с правилами, особенно подвижные, способствуют развитию произвольности. Детское экспериментирование влияет на становление целенаправленности деятельности. В продуктивных видах деятельности ребенок свободнее проявляет инициативу и творчество. Исследования В.И. Логиновой, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаевой, О.В. Солнцевой, О.Н. Сомковой, О.В. Акуловой, М.Н. Поляковой и других ученых, проводившиеся на кафедре дошкольной педагогики в 1980 – 2000-е годы, доказывают, что все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной деятельности. Таким образом, в разнообразных видах детской деятельности самостоятельность детей и проявляется, и развивается.

Анализируя исследования ученых Л.И. Божовича, Н.А. Ветлугиной, П.Г. Саморуковой, А.П. Усовой и других ученых, можно сделать вывод, что существует несколько показателей проявления самостоятельности, таких как:

- независимость действия и поступка человека;

- инициативно и творчески ставить и решать различные задачи;

- наличие стремления самостоятельно реализовать личные планы;

- уметь проявлять настойчивость при достижениях поставленных целей;

- уметь проявлять настойчивость при достижениях поставленных целей, способность контролировать и оценивать свои действия.

Все эти качества определяют самостоятельность как одно из главных свойств человека, формировать и развивать которые необходимо у детей старшего дошкольного возраста.

Согласно исследованиям И.А. Зимней самостоятельной деятельностью является целенаправленная, внутренне мотивированная и структурированная самой личностью в совокупности выполняемых действий и корригируемая ею в процессе результате деятельность. Для того, чтобы деятельность была самостоятельной необходимо развитие таких качеств, как:

- достаточно высокое самосознание;

- рефлективность;

- личная ответственность;

- самодисциплина;

- желание самосовершенствования и самопознание. [5]

При этом в старшем дошкольном возрасте самостоятельность проявляется, как способность занимать себя определенное время без помощи взрослых, решая возникающие посильные задачи.

Самостоятельность деятельности детей изучается посредством критериев, которые определяют умение навык детей в различной деятельности и проявления творчества. Критериями являются такие навыки, как:

- умение выполнять ребенком последовательно действия;

- демонстрировать умения, определенные культурно-историческим традициям общества;

- изменять знакомый образец деятельности с учетом новых условий.

Таким образом, ученые сходятся во мнении, что развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста имеет громадное значение для формирования личности и успешности в дальнейшей деятельности.

 

Список литературы:

1. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1998. – 573 с.

2. Мухина, В.С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) [Текст] / В.С. Мухина. Екатеринбург: ИнтерФлай, 2007. – С. 112.

3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр Академия, 2002. - С. 1-50. 

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: OZON.RU, 2017. –  С. 286. 

5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Уч. 3-е изд., пересмотренное [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: МПСИ, 2010. – 230 с.