Использование ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях ФГОС ДО
Использование ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях ФГОС ДО
Using the theory of inventive problem solving in working with preschool children in the face of federal State educational standard
Автор: Карташева Юлия Владимировна
Заведующий МДОУ "Чердаклинский детский сад № 1 "Радуга", р.п. Чердаклы, Ульяновская область, Россия
e-mail: raduga730@mail.ru
Kartasheva Yulia Vladimirovna,
Chief of kindergarten №1 "Raduga», Cherdakly, Ulyanovsk region, Russia
e-mail: raduga730@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования технологии ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении. Кратко охарактеризованы методы технологии ТРИЗ, применяемые как в образовательной деятельности, так и в режимные моменты. Отмечается также полезность применения приемов и методов технологии ТРИЗ для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, логического мышления.
Abstract: The article discusses the possibility of using TIPS-technology in preschool educational institution. The methods of TIPS-technology used both in educational activities and in regime moments are briefly described. It is also noted the usefulness of the use of techniques and methods of TIPS-technology for the development of preschoolers inventive wit, creative imagination, logical thinking.
Ключевые слова: ТРИЗ, дошкольник.
Keywords: theory of solving inventive problems, preschooler.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Технология ТРИЗ в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ — теория развития творческой личности. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, логического мышления. ТРИЗ используется в разных видах деятельности. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе помогает научить детей анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, пришли к выводу, что применение технологии ТРИЗ позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей, потому что методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. В 2016 году мы начали работу по внедрению технологии ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении.
В нашем дошкольном образовательном учреждении мы применяем технологию ТРИЗ как в образовательной деятельности, так и в игровой деятельности. Мы определили для себя этапы работы. Первый этап – организационный, цель которого: изучение теоретических основ и практического опыта работы по технологии ТРИЗ. Второй этап – этап внедрения технологии ТРИЗ в практику. Третий завершающий этап – анализ результатов работы.
За 3 года работы по внедрению технологии ТРИЗ можно отметить ряд положительных результатов:
- произошло сплочение педагогического коллектива, педагогические работники заинтересовались нововведениями;
- обогащается словарный запас детей дошкольного возраста и развивается речь;
- занятия способствуют расширению кругозора детей, обогащают их воображение, развивают логическое мышление.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, речи и творческого воображения.
Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:
· Изучение современных подходов по использованию технологии ТРИЗ.
· Создание условий, способствующих, развитию творческого потенциала дошкольников.
Система работы по использованию технологии ТРИЗ в работе ДОУ состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
· создание условий для использования технологии ТРИЗ (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно-развивающей среды);
· организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
· координация работы с другими учреждениями и организациями (работа с социумом).
Работа в ДОУ строится в соответствии с требованиями Основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, разработанной в соответствии с ФГОС ДО и в сочетании методическими пособиями «Я познаю мир» под редакцией Т.А. Сидорчук. Использование данных методических пособий дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграцией образовательного содержания при решении образовательных задач.
Система работы по использованию технологии ТРИЗ предполагает тесное сотрудничество воспитателей и всех специалистов ДОУ. Для каждого сотрудника ДОУ определены направления работы в области технологии ТРИЗ.
Только креативный педагог сможет развить в ребенке интерес к творческой деятельности.
Одним из важных условий по использованию технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Созданная в детском саду развивающая предметно-пространственная среда способствует познавательному развитию, способствуют расширению кругозора детей, обогащают их воображение, развивают логическое мышление. В группах создан центр по технологии ТРИЗ, где находятся дидактические игры, картотеки, пособия и т.д.
Следующим компонентом системы работы по использованию технологии ТРИЗ является организация образовательного процесса, которая строится в трех направлениях:
· организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
· совместная деятельность педагогов и детей;
· самостоятельная деятельность детей, направленная на развитие творческих способностей детей.
Все дети талантливы, поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Дополнительное образование реализовывалось через работу кружков «Волшебная кисточка» и «Юные исследователи», деятельность которых способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей.
Творчество самого педагога, его увлеченность своим делом, доставляющая удовольствие и радость всем – залог успеха деятельности.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка-дошкольника необходимо сотрудничество с родителями. Сотрудничество с родителями строим по двум направлениям:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, круглый столы, деловые игры.
Взаимодействие с семьями воспитанников носит целенаправленный, систематический, планомерный характер и строится на доброжелательности, открытости.
Достижение приоритетных задач работы ДОУ по данному направлению реализуется педагогическим работниками на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры. Воспитанники ежегодно принимают участие в муниципальных и региональных конкурсах, где занимают призовые места.
Таким образом, правильно организованная система работы по использованию технологии ТРИЗ, организация учебно-воспитательного процесса – способствует развитию творческого воображения. Творчество — самый эффективный способ активного развития личности.
Дошкольный возраст уникален. Важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту технология ТРИЗ позволит развивать, воспитывать и обучать ребенка под девизом "Творчество во всем!".