Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности

Дата публикации: 2019-07-01 14:06:19
Статью разместил(а):
Борисова Марина Александровна

Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности

The development of the socio-emotional sphere of preschoolers through theatrical activities

 

Автор: Борисова Марина Александровна

МБДОУ "Детский сад № 25", г. Кстово, Нижегородская область, Росссия.

e-mail: borisova_marina_2012@mail.ru

Borisova Marina Aleksandrovna

Kindergarten № 25, Kstovo, Nizhny Novgorod region, Russia.

e-mail: borisova_marina_2012@mail.ru

 

Аннотация: В статье раскрывается необходимость развития эмоциональной сферы дошкольников и возможность выполнения этой задачи посредством театрализованной деятельности.

Abstract: The article reveals the need to develop the emotional sphere of preschoolers and the possibility of performing this task through theatrical activities.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, дошкольники, театрализованная деятельность.

Keywords: emotional sphere, preschoolers, theatrical activities.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В последние годы в системе дошкольного образования прослеживается тенденция к усиленному интеллектуальному развитию ребёнка. При этом формированию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточно внимания. А ведь только согласованное, спланированное функционирование двух этих систем - эмоциональной сферы и интеллекта, объединение этих аспектов, позволит обеспечить успешное выполнение различных форм деятельности. Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, которые происходят в организме, оказывают эмоции. Они сопровождаются некими физиологическими изменениями в организме. Н.И. Непомнящая писала: «Эмоции энергизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Умственное развитие ребёнка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Как отмечает C.А. Козлова, нарушения в эмоциональной сфере ребёнка дошкольного возраста могут привести к невозможности использования ребёнком других способностей, в частности интеллекта, для дальнейшего развития.

В ХIX веке психиатр И.А. Сикорский писал: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону душевной жизни».

Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. При этом важное значение, имеет эмоциональная устойчивость - это «способность человека к сохранению устойчивости психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной эффективности в условиях воздействия эмоциогенных факторов».

По мнению Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей должно являться одним из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога, и начинать ее надо как можно раньше, т.к. для малышей характерна эмоциональная нестабильность? Частые переходы из одного эмоционального состояния в другое: радости в обиду, согласия в капризы. В отличие от взрослых ребёнок непосредственно и бурно выражает свои чувства. По малейшему поводу он может плакать и смеяться, прыгать, кричать, хлопать в ладоши, топать ногами и т.п. Это происходит не столько из-за того, что у него слабо развит самоконтроль, сколько оттого, что у него недостаточно жизненного опыта. Для него всё ново, и даже простые вещи становятся открытием, вызывают горячий отклик, сопереживание.

«В процессе этого сопереживания, как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, театрализованная деятельность.

Театрализованную деятельность можно рассматривать в качестве важнейшего средства развития эмпатии у детей, под которой мы понимаем способность к распознаванию эмоционального состояния человека по жестам, мимике, интонации, умение ставить себя на чужое место в различных ситуациях, находить соответствующие способы содействия. Б.М. Теплов писал: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

В своих работах Н. Бехтерева, Д. Камбарова, С. Маневский и В. Матвеева говоря об улыбке, отмечают, что она не просто говорит о позитивном настрое, но и воздействует на центры головного мозга, вовлекая их в позитивную работу, повышая их активность. При этом надо не просто улыбнуться внешне (одними губами), а искренне порадоваться. Лишь при этом условии просыпаются позитивные волны во всех структурах мозга. Именно такое состояние мы замечаем у детей в процессе театрализованной деятельности, посредством которой можно решать многие педагогические задачи: формирование выразительности речи, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание, а также способствовать адекватному развитию эмоциональной сферы ребёнка.

Дети обычно ведут себя скованно в детском саду. Они не уверенны в себе, стеснительны.  Раскрыться им, стать более эмоциональными и уверенными позволяет театральная деятельность - деятельность, по сути своей синтетическая, которая естественным образом объединяет практически все виды художественного творчества, все виды человеческой активности.  Можно выделить несколько этапов характеристики детей:

- эмоциональные дети (легко вступают в контакт со взрослыми, умеют импровизировать);

- нераскрытые творческие способности у детей (стремятся к общению, затрудняются в импровизации каких-то игр, но легко справляются с другими);

- скованные и стеснительные дети (малообщительные, не могут выразить свои эмоции и чувства, не хотят участвовать  в спектаклях).

Для развития более глубокого эмоционального общения требуется индивидуальный и подгрупповой подход:

· в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;

· в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);

· как специальные занятия в рамках занятий по развитию речи и   ознакомлению с окружающим миром.

Во всех формах театрализованной деятельности должны участвовать  небольшие подгруппы детей, что позволяет   осуществлять индивидуальный   подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы надо  формировать по-разному — в зависимости от содержания занятий.

Театрализованная деятельность решает задачи, связанные с: 

 - художественным образованием и воспитанием детей;

 - формированием эстетического вкуса;

 - нравственным воспитанием;

 - развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

 - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

 - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения. Психологическая комфортность предполагает:

 1) снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;

 2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

 3) развитие реальных мотивов:

 а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

 б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

 в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемы (страхи, стеснительность, тревожность, заторможенность; развязность и суетливость; отсутствие навыков произвольного поведения, недостаточное развитие психических процессов и речи), ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, помогает установить с ребенком продуктивный контакт. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Использование пиктограмм, способствует усвоению детьми графического изображения эмоциональных состояний, что является предпосылкой развития у детей умение видеть эмоциональное состояние окружающих людей (эмпатия). У детей развиваются способности демонстрировать собственные эмоции, используя для этого выразительные движения лица (мимику), выразительные движения (пантомимику), а также свои голосовые возможности.

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности.

В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи: 

— понять, разобраться в том, что чувствует ребёнок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

— помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

Театрализация тесно связана с другими видами деятельности: слушанием, пением, движением под музыку, но её отличает импровизация, оживление предметов и звуков. Она - неиссякаемый источник развития чувств, эмоциональных открытий и переживаний, способ приобщения ребёнка к духовному богатству, который познавая мир умом и сердцем, познает радость преодоления трудностей общения и неуверенности в себе, выражает свое отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

1. Игры-драматизации.

2. Режиссерские игры.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности - интонацию, мимику, пантомиму. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Это и стихи, и проза, и песенки. Поэтому воспитатель должен отбирать из произведений детской художественной литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся чёткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы, эмоциональной насыщенностью.

Театрализованные игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт возможность воспитателю успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие речи.

Видами драматизации являются:

  • 1. Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • 2. Ролевые диалоги на основе текста;
  • 3. Инсценировки произведений;
  • 4. Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • 5. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Игра-драматизация деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков.

К разновидностям игр-драматизаций можно отнести:

  • 1. Игры - драматизации с пальчиками;
  • 2. Игры - драматизации с куклами би-ба-бо;
  • 3. Импровизация. (Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки - пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра.)

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

  • Настольный;
  • плоскостной и объемный;
  • кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток и т.д.);
  • катушечный;
  • ложковый;
  • баночный;
  • кулачковый и т.д.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомимика ребёнка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой, однако подражательность, выразительность речи задействованы в полном объеме.

Выбор произведений для игр-драматизаций осуществляется по следующим принципам:
– сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;
– эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;
– увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;
– богатый и яркий иллюстративный материал.

Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека – соучастия. Именно театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка.