Совместная деятельность ДОУ и семьи по приобщению дошкольников к истории родного края
Совместная деятельность ДОУ и семьи в вопросах приобщения дошкольников к истории Родного края
Joint activities of the kindergarten and the family in the matter of incorporating preschoolers to the history of the Native Land
Автор: Павлова Юлия Петровна
МКДОУ «Детский сад № 21», п. Красногорский, Еманжелинский район, Челябинская область, Россия
e-mail: pavlovayup@mail.ru
Pavlova Yulia Petrovna
Kindergarten № 21, Krasnogorsky, Yemanzhelinsky District, Chelyabinsk Region Russia
e-mail: pavlovayup@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются возможности совместной деятельности участников образовательных отношений в вопросах приобщения дошкольников к истории Родного края. Раскрывается реализация содержания пяти образовательных областей, основанной на ведущих идеях народной культуры Южного Урала. Показана взаимосвязь идей и средств народной культуры, их педагогическая значимость в воспитании детей.
Abstract: The article discusses the possibility of joint activities of participants in educational relations in the issues of incorporation of preschoolers to the history of the Native Land. The implementation of the contents of five educational areas based on the leading ideas of the popular culture of the Southern Urals is revealed. The relationship between ideas and means of popular culture, their pedagogical importance in the upbringing of children is shown.
Ключевые слова: Ведущие идеи народной культуры, духовно-нравственное развитие, детско-родительские отношения, метод проектов, семейные проекты.
Keywords: Leading ideas of popular culture, spiritual and moral development, child-parent relations, method of projects, family projects.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В контексте федерального государственного образовательного стандарта подтверждается актуальность включения регионального аспекта в реализацию задач всех образовательных областей. Содержание образовательной области познавательного развития наиболее значимо и предполагает развитие интересов детей, любознательности и мотивации посредством формирования представлений об истории, труде, жизни, ценностях народов Южного Урала, о региональных традициях и праздниках, о родном крае как общем доме людей, об особенностях природы края, многообразии культур народов, населяющих Южный Урал.
В организации образовательного процесса мы используем программно-методический комплекс «Наш дом - Южный Урал». Научно-методические подходы данного комплекса определяют его содержание, основанное на ведущих идеях народной педагогики.
Воспитание патриотических чувств у детей, происходит в дошкольном детстве. Приобщение дошкольников к национальной культуре на основе духовно-нравственного развития проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключение семьи к процессу ознакомления дошкольников с родным краем объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья. Каждая семья к какому бы народу она не относилась, имеет свой этический (моральный) кодекс, где отражались представления о правилах и нормах поведения («хорошо-плохо», «красиво-безобразно», «можно- нельзя»); дети знакомились с этим в семье на праздниках, в общении с другими людьми.
Идея почитания родителей, близких, родословной, предков, родного края (семейные традиции народов Южного Урала), раскрывается через семейные традиции, особенности построек жилища. Быта, народного костюма, особенностей взаимоотношений и традиций гостеприимства.
Реализация регионального компонента решается с помощью проектной технологии. Проектный метод помогает педагогам последовательно конструировать процесс взаимодействия с семьей, поэтому общение с родителями разворачивается как совместная деятельность субъектов образовательных отношений в рамках сотрудничества, содействия и взаимного дополнения.
Цель нашей работы: приобщение детей и родителей к истории и культуре родного края, сближение поколений, укрепление детско-родительских отношений. Взаимодействие воспитателей и родителей осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
-создание развивающей среды в группе для творческой самореализации детей, родителей, педагогов;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни детского сада;
- разнообразие форм совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Работа ведется последовательно, от простого, то есть от семьи, детского сада, к более сложному – поселок, район, край. Это взаимодействие необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий дошкольного учреждения, семьи, общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовать сообща, предъявляя воспитанникам одинаковые требования, помогать друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Свою ра