Совместная деятельность ДОУ и семьи по приобщению дошкольников к истории родного края

Дата публикации: 2019-08-24 11:07:05
Статью разместил(а):
Павлова Юлия Петровна

Совместная деятельность ДОУ и семьи в вопросах приобщения дошкольников к истории Родного края

Joint activities of the kindergarten and the family in the matter of incorporating preschoolers to the history of the Native Land

 

Автор: Павлова Юлия Петровна

МКДОУ «Детский сад № 21», п. Красногорский, Еманжелинский район, Челябинская область, Россия

e-mail: pavlovayup@mail.ru

Pavlova Yulia Petrovna

Kindergarten № 21, Krasnogorsky, Yemanzhelinsky District, Chelyabinsk Region Russia

e-mail: pavlovayup@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются возможности совместной деятельности участников образовательных отношений в вопросах приобщения дошкольников к истории Родного края. Раскрывается реализация содержания пяти образовательных областей, основанной на ведущих идеях народной культуры Южного Урала. Показана взаимосвязь идей и средств народной культуры, их педагогическая значимость в воспитании детей.

Abstract: The article discusses the possibility of joint activities of participants in educational relations in the issues of incorporation of preschoolers to the history of the Native Land. The implementation of the contents of five educational areas based on the leading ideas of the popular culture of the Southern Urals is revealed. The relationship between ideas and means of popular culture, their pedagogical importance in the upbringing of children is shown.

Ключевые слова: Ведущие идеи народной культуры, духовно-нравственное развитие, детско-родительские отношения, метод проектов, семейные проекты.

Keywords: Leading ideas of popular culture, spiritual and moral development, child-parent relations, method of projects, family projects.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.   

 

В контексте федерального государственного образовательного стандарта подтверждается актуальность включения регионального аспекта в реализацию задач всех образовательных областей. Содержание образовательной области познавательного развития наиболее значимо и предполагает развитие интересов детей, любознательности и мотивации посредством формирования представлений об истории, труде, жизни, ценностях народов Южного Урала, о региональных традициях и праздниках, о родном крае как общем доме людей, об особенностях природы края, многообразии культур народов, населяющих Южный Урал.

В организации образовательного процесса мы используем программно-методический комплекс «Наш дом - Южный Урал». Научно-методические подходы данного комплекса определяют его содержание, основанное на ведущих идеях народной педагогики.

Воспитание патриотических чувств у детей, происходит в дошкольном детстве. Приобщение дошкольников к национальной культуре на основе духовно-нравственного развития проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключение семьи к процессу ознакомления дошкольников с родным краем объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья. Каждая семья к какому бы народу она не относилась, имеет свой этический (моральный) кодекс, где отражались представления о правилах и нормах поведения («хорошо-плохо», «красиво-безобразно», «можно- нельзя»); дети знакомились с этим в семье на праздниках, в общении с другими людьми.

Идея почитания родителей, близких, родословной, предков, родного края (семейные традиции народов Южного Урала), раскрывается через семейные традиции, особенности построек жилища. Быта, народного костюма, особенностей взаимоотношений и традиций гостеприимства.

Реализация регионального компонента решается с помощью проектной технологии. Проектный метод помогает педагогам  последовательно конструировать процесс взаимодействия с семьей, поэтому общение с родителями разворачивается как совместная деятельность субъектов образовательных отношений в рамках сотрудничества, содействия и взаимного дополнения.

Цель нашей работы: приобщение детей и родителей к истории и культуре родного края, сближение поколений, укрепление детско-родительских отношений. Взаимодействие воспитателей и родителей осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

-создание развивающей среды в группе для творческой самореализации детей, родителей, педагогов;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни детского сада;

- разнообразие форм совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Работа ведется последовательно, от простого, то есть от семьи, детского сада, к более сложному – поселок, район, край.  Это взаимодействие необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий дошкольного учреждения, семьи, общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовать сообща, предъявляя воспитанникам одинаковые требования, помогать друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Свою работу над проектом, мы начали с анкетирования родителей. Результаты анкетирования  помогли нам составить план работы по проекту.

Чтобы добиться поставленных задач, работа ведется в трех направлениях:

  1. Введение национально-регионального компонента во все виды деятельности, охватывая все образовательные области (познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие). Ценность этого введения в том, что оно не требует специальной подготовки и большого количества времени и связано непосредственно с изучаемой тематикой, что помогает лучше понять детям, на собственных примерах в повседневной жизни (с помощью опыта родителей), здесь педагогам на помощь приходит принцип комплексно-тематическое построение образовательного процесса. Реализация данного проекта невозможна без создания развивающей среды в группе, включающей два основных компонента:

- речь педагога, обогащенную фольклорной лексикой;

- предметную среду, отражающую содержание фольклорных текстов.

С привлечением родителей в детском саду появились семейные альбомы (как жили татары, башкиры, русские), изготовлены макеты жилищ народов Урала(башкирская изба, русская изба, юрта), макет шахты, макет улиц поселка, созданы уголки национальной культуры, собрана библиотека книг для детей и взрослых об истории Южного Урала, оформлены тематические альбомы, наряжены куклы в уральские национальные костюмы, пополнен театрализованный и музыкальный уголки, собраны аудиотека и картотека.

Все события, происходящие в детском саду, освещаются в уголке для родителей. Оформлены   информационные стенды для родителей «Мы - уральцы», «Народы Южного Урала», «Праздники народов Южного Урала», «История моего поселка». Организованы тематические консультации для родителей на тему: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю»; «Куда повести малыша в выходной день». Тематические консультации «Народные семейные традиции», «Использование народных игр и игрушек в воспитании детей».

  1. Краеведческая работа в этнографическом плане.

Совершая, экскурсии  по поселку Красногорскому у детей развивается чувство патриотизма к судьбе своей малой родины, своему району. Все экскурсии проходят при активном участие и содействии родителей. Организованы экскурсии «Улицы нашего поселка», «Достопримечательные места», « Мы в музее», «Исторические памятники и их герои», «Поход в библиотеку» и др. Все эти разнообразные формы совместной деятельности родителей, детей и педагогов проходят в рамках мини-проектов: «Мой дом - мой поселок!», «Птицы нашего края », «Зеленая аптека Южного Урала», которые являются составными частями познавательно-педагогического, долгосрочного проекта «Мы живем в краю родном!».

Предлагается ещё и такая форма работы, как семейные проекты. Их цель «познаём вместе» каждая семья, учитывая свои предпочтения и возможности, разрабатывает проект по самостоятельно выбранной теме, применяя современный технологии. Далее следует представление своего проекта друзьям в группе в виде фотоальбома, коллажа, презентации или книги с иллюстрациями. Дети с гордостью защищают свой проект перед сверстниками и педагогами по следующим темам «Как я провел лето», «Тайна моего имени», «Моя семья». «Традиции нашего поселка», «Памятные места родного поселка», «Красота родных мест», «В краю озер и рек», «Тайна появления нашего поселка» и др. Выпуск тематических газет и журналов, «Путешествие по рекам и озерам Южного Урала»; «Красная книга Челябинской области»; изготовление  летбука и книг раскладушек «Мой посёлок».

Совместная деятельность способствует появлению в семье общих интересов, дел, общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием. С применение проектной технологии у детей происходит формирование образа родного дома как элемента региональной культуры, способствует познанию себя, других людей, пониманию своей деятельности, пониманию особенностей культуры и природы Родного края. Совместная деятельность осуществляется в процессе вербального общения с детьми как родителей, так и педагогов, что способствует развитию у них устойчивой интеллектуальной активности, субъектной позиции в познании.

Использование традиции «Встречи с интересными людьми» (шахтер, пожарный, полицейский. врач и др.), помогает формированию у детей понятия «профессия», профориентация, значение рабочих профессий во благо своего поселка.

  1. Приобщение детей к культуре родного края невозможно без художественно-эстетического развития детей. Для воспитания грамотного читателя родителям необходимо ежедневно читать детям художественные произведения и фольклора нашего края – это Л.Татьяничева, Ю. Подкорытов, П. Бажов, В. В. Медведев, Н.П. Воронов и других авторов. Знакомство с их творчеством позволяет обогащать представления детей о родном крае, воспитывать интерес к нему, развивать эмоциональный отклик на эти произведения. Творческие способности и исполнительские умения

Не менее важным и содержательным должно стать взаимодействие с родителями в изобразительной деятельности. Работа по формированию у детей интереса к произведениям народного искусства в условиях детского сада может осуществляться в разных формах. Одной из них является проведение выставок произведений народного искусства с последующим проведением праздника на фоне экспозиции. Главная цель таких выставок и праздников – воспитание любви и уважения к народным мастерам, чувства гордости за свой народ и его культуру.  При изучении истории народного костюма Южного Урала, в группе созданы мини-музей народного костюма. Педагоги с родителями собрали целую коллекцию старинных  предметов одежды (русской, башкиркой, татарской).

Итогом проекта, стало проведение совместно с родителями фестиваля «В мире истории и народной культуры Южного Урала», который включил в себя: игру КВН «Знатоки родного края» с использованием театрализованной деятельности, фольклора и народных игр; выставку детских работ «Мы - Уральские умельцы»; презентацию мини-музеев «Музыка в камне», «Народные промыслы Урала»; мастер-класс для родителей и детей изготовление «Куклы-берегини» и дегустацию блюд разных народов во время фестиваля.

Таким образом, осознавая позитивность и важность данной работы, ее систематичность и последовательность одним из условий, обеспечивающих эффективность работы, признаётся организация образовательных отношений, стимулирующих активную позицию ребенка в совместной деятельности со взрослым, обмен культурными ценностями прошлого и настоящего.

Работая по данной технологии, мы хотим воспитать настоящих патриотов своей малой Родины, своего края. Только при тесном сотрудничестве семьи и ДОО можно вырастить настоящих граждан России, способных освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

 

Список литературы:

  1. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей в образовательной среде дошкольного учреждения // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 5.
  2. Бабунова Е.С. Проблемы формирования этнокультурной установки у детей дошкольного возраста // Новые технологии. 2011. № 2.
  3. Бабунова Е.С. Проектирование концептуальной модели системы этнокультурного воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6.
  4. Бабунова Е.С, Левшина Н.И., Градусова Л.В. Особенности познавательно-речевого развития дошкольников в программно-методическом комплексе «Наш дом Южный Урал» // Дошкольное воспитание. 2015. №11.
  5. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9.
  6. Турченко В.И., Градусова Л.В., Левшина Н.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «… племя молодое, незнакомое …» // Детский сад: теория и практика. 2011. №1.
  7. Наш дом - Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Челябинское областное отделение Российского детского фонда. Челябинск, 2014.