Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.12.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Дата публикации: 2019-08-27 07:09:04
Статью разместил(а):
Партина Александра Владимировна

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Development of phonemic processes in children senior preschool ag  with the erased dysarthria

 

Автор: Партина Александра Владимировна

МАДОУ "Детский сад № 47", Екатеринбург, Россия.

e-mail: sashe4ka.16-05@mail.ru

Partina Aleksandra Vladimirovna

Kindergarten № 47, Ekaterinburg, Russia.

 

Аннотация: Данная статья содержит краткое содержание работы, направленной на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. В работе приведён анализ специальной литературы по теме исследования и описаны особенности неречевых функций и произносительной стороны речи у данной категории лиц. Также предложено содержание коррекционно – логопедической работы по развитию фонематических процессов у старших дошкольников со стёртой дизартрией и представлен анализ результатов проведенной работы.

Abstract: This article contains a summary of the work aimed at the development of phonemic processes in children of preschool age with erased form of dysarthria. The paper presents the analysis of special literature on the research topic and describes the features of non-speech functions and pronunciation the part of speech of this category of persons. Also suggested that the content of correctional and logopedic work on the development of phonemic processes of senior preschool children with the erased dysarthria and presents an analysis of the results of the work. 

Ключевые слова: фонематические процессы, стертая дизартрия, старшие дошкольники, коррекционная работа.

Key words: phonemic processes, erased dysarthria, older preschoolers, correctional work.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии является одной из значимых проблем для теории и практики логопедии. Так как отсутствие полноценного восприятия фонем исключает их правильное произнесение. Помимо этого, нарушение фонематических процессов не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Таким образом, устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов. Поэтому выбранную тему можно считать актуальной.

Целью нашей работы является: теоретическое обоснование, разработка и апробация содержания коррекционной логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.

Анализ научно-методической литературы по теме исследования, показал, что артикуляционные затруднения, дефекты звукопроизношения и просодических компонентов оказывают негативное влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы языка, что приводит к недоразвитию фонематических процессов. В результате чего у данной категории лиц своевременно не формируются и отстают от возрастной нормы как простые, так и сложные формы фонематического анализа и синтеза. Это подтверждается исследованиями многочисленных авторов, таких как  Е.Ф. Архипова, Н.Н. Волоскова, Л.В. Лопатина, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Т.В. Г.В. Чиркина, Р.Е. и др. 

С целью изучения особенностей фонематических процессов у обучающихся младших классов со стёртой формой дизартрии было организовано данное исследование, которое состояло из 3 этапов:

1 этап - констатирующий. В ходе, которого проводилось изучение фонематических процессов у дошкольников со стёртой дизартрией.

2 этап - формирующий. Стадия коррекционной работы.

3 этап - контрольный. Отслеживалась динамика развития фонематических процессов после проведения формирующего этапа.

Констатирующий эксперимент проводился на базе МАДОУ № 47. В исследование вошли 12 воспитанников, из них 9 мальчиков и 3 девочки, в возрасте от 5 до 7 лет. Логопедическое заключение каждого участника – ОНР III уровня, обусловленное дизартрией.

Цель констатирующего этапа – выявление уровня сформированности фонематических процессов у воспитанников старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

Проведённое исследование неречевых функций и произносительной стороны речи у данной категории лиц позволило нам сформулировать следующие основные выводы.

Дефекты звукопроизношения носили полиморфный характер. В большинстве случаев наблюдалось сочетание антропофонических и фонологических дефектов. Наиболее распространены нарушения произношения тех звуков, при артикуляции которых требуются дифференцированные движения языка, а именно: шипящие – [ш], [ж], [щ], [ч]; свистящие – [c], [c’], [з], [з’], [ц]; соноры – [р], [р’], [л], [л’]. Среди дефектов звукопроизношения преобладали пропуски и отсутствие вышеперечисленных звуков, а также встречались замены (например, свистящих звуков на шипящие) и искажения звуков из названных фонетических групп (например, межзубный сигматизм, горловой ротацизм).

По результатам изучения уровня сформированности функций фонематического слуха следует отметить, что особые трудности вызвали задания направленные на узнавание заданного звука в словах, а также на дифференциацию слов – паронимов и дифференциацию правильного и искажённого произнесения слова. А именно, участники эксперимента допускали ошибки по признаку твёрдости – мягкости, звонкости – глухости, по акустическому, или артикуляционному, или акустико – артикуляционному сходству. Например, дети на просьбу показать картинку, на которой изображена корка, указывали на картинку с изображением горки.

Также ошибки наблюдались при повторе слоговых цепочек, например: уподобление звуков (тя-тя-тя вместо тя-ча-тя), нарушение порядка воспроизведение слогов (са-ша-са вместо ша-са-ша), пропуски слогов (ча-ца вместо ча-ца-ча), уподобление второго члена пары первому, персеверации.

Анализируя результаты изучения состояния звукового анализа и синтеза следует отметить, что  задания, связанные с последовательным и количественным анализом звуков, а также задания на подбор слов, состоящих из определённого количества звуков и слогов вызвали наибольшие трудности у испытуемых. Распространёнными ошибками были перестановки, пропуски звуков в составе слов, а также слияние двух звуков в один. Например, на просьбу подобрать слово, начинающееся на звук ж, прозвучало слово «зывопись»;  в задании на определение количества звуков в слове банка, испытуемые насчитывали 4 звука; при определении последовательности звуков в слове вата, ответ был следующим: в – ва - та.

На основе анализа научно-методической литературы по теме исследования и результатов констатирующего этапа эксперимента нами было подобрано содержание логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.

На основе вычисления среднего балла, по результатам констатирующего этапа эксперимента, воспитанники были поделены на 2 группы, контрольную и экспериментальную, так чтобы участники каждой группы были примерно равны между собой. Коррекционно-логопедическая работа проводилась по следующим направлениям:

1. Развитие моторной сферы.

Использовались элементы самомассажа, включалась мимическая и артикуляционная гимнастика.

2. Формирование дыхания и мелодико – интонационной выразительности речи.

Применялись упражнения на выработку правильного дыхания (например, игры на поддувание снежинок, бабочек), упражнения на развитие голосовых функций (например, произнесение определённого звука в различной тональности),  упражнения по развитию ритма (проговаривание слов с отхлапыванием слогов), упражнения по формированию  интонационной выразительности речи (определение интонаций воспроизведённых предложений).

3. Коррекция фонетической и фонематической стороны речи.

Применялась артикуляционная гимнастика, упражнения на выработку правильного артикуляционного уклада корригируемого звука, игры и упражнения на автоматизацию и дифференциацию отрабатываемых звуков (игра один – много на материале слов, насыщенных звуком р), игры и упражнения на развитие фонематических процессов (определение заданного звука в слове – колесо С, нахождение местоположения заданного звука – лото Ш Щ, звуковой анализ слова – альбом и схемы и стрелки, дифференциация слов, схожих по звуковому составу – круг паронимов).

Работа по основным направлениям протекала параллельно на индивидуальных занятиях 2 раза в неделю (с каждым ребёнком) и подгрупповых занятиях 2 раза в неделю. Полный курс логопедической работы составил 8 недель. Всего было проведено 96 индивидуальных и 16 подгрупповых занятий.

Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии проходила в 3 этапа:

1. Подготовительный этап.

Перспективными задачами данного этапа были создание установки на коррекционную работу и развитие высших психических функций.

2. Основной этап.

Перспективными задачами второго этапа были формирование нормированного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза, а также формирование правильного дыхания и просодической стороны речи.

3. Заключительный этап.

Перспективной задачей третьего этапа было закрепление сформированных речевых навыков в самостоятельной речи.

Для оценки эффективности коррекционной работы, был осуществлен контрольный эксперимент, с целью проведения сравнительного анализа качества выполнения диагностических проб.

На основе сравнительного анализа контрольных данных сформированности звукопроизношения и фонематических процессов испытуемых, следует отметить, что результаты и контрольной, и экспериментальной групп в большинстве случаев улучшились, но результаты экспериментальной группы имеют более выраженную динамику, по сравнению с контрольной.

Так можно увидеть, что на момент контрольного обследования ни один участник экспериментальной группы не находился ни на низком, ни на среднем уровне относительно и состояния звукопроизношения, и фонематических процессов, в отличие от участников контрольной группы. В большинстве случаев испытуемые экспериментальной группы повысили свои показатели, по сравнению с участниками контрольной группы.

Более высокие количественные показатели уровня развития фонематических процессов участников экспериментальной группы свидетельствуют о том, что выбранная нами методика формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии является эффективной. Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута.  

 

Список литературы:

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М. : Астрель, 2007. 331 с.

2. Волоскова Н.Н., Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. – М. : Гуманитар ; ВЛАДОС, 2009. 287 с.

3. Винарская Е.Н. Дизартрия. –  М. : ACT : Астрель, Хранитель, 2006. 141 с.

4. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. – М. : Просвещение, 1981. 187 с.

5. Жинкин Н.Н. Механизмы речи. – М. : Просвещение, 1958. 312 с.

6. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1963. 286 c.

7. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. – М. : Школьная пресса, 2007. 48 c.

8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. –  СПб. : МиМ, 1994.  192 c.

9. Лопатина Л.В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии. Распад и недоразвитие языковой системы. – СПб. : Союз, 1991. 186 c.

10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). – Спб. : Союз, 2000. 192 с.

11. Пиотровская Л.А. Разграничение понятий фонематического и фонетического слуха. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 76 с.

12. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006.  445 c.

13. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. – М. : АПН РСФСР, 1957. 124 c.

14. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб. : Просвещение, 1998.  164 c.

15. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты. – Е. : УрГПУ, 1998. 51 с.

16. Филичева  Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: учеб. пособие для педвузов. – М. : Просвещение, 1989. 73 с.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN
technologi.site