Формирование волевых процессов при подготовке дошкольников с дизартрией к обучению грамоте
Формирование волевых процессов при подготовке дошкольников с дизартрией к обучению грамоте
Formation of volitional processes in the preparation of preschool children with dysarthria to literacy
Автор: Партина Александра Владимировна
МАДОУ "Детский сад № 47", Екатеринбург, Россия.
e-mail: sashe4ka.16-05@mail.ru
Partina Aleksandra Vladimirovna
Kindergarten № 47, Ekaterinburg, Russia.
Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь между уровнем сформированности волевых процессов у детей старшего дошкольного возраста и работой по подготовке данной категории лиц к обучению грамоте. В работе приведён анализ специальной литературы по теме исследования, описаны особенности волевых процессов, неречевых функций и произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Обозначена актуальность осуществления логопедической работы по формированию волевых процессов у детей представленной категории в процессе их подготовки к обучению грамоте.
Abstract: The article discusses the relationship between the level of formation of volitional processes in children of preschool age and the work on the preparation of this category of persons to literacy. The paper presents the analysis of special literature on the topic of research, describes the features of volitional processes, non-verbal functions and the pronunciation side of speech in children of preschool age with dysarthria. It emphasizes the relevance of the implementation of logopedic work on formation of strong-willed processes in children are in the process of their preparation for learning to read and write.
Ключевые слова: дизартрия, обучение грамоте, дошкольники, речевое развитие, волевые процессы.
Keywords: dysarthria, literacy, preschoolers, speech development, volitional processes.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Человеческая деятельность сопровождается определёнными действиями, которые можно разделить на произвольные и непроизвольные, основное различие которых заключается в том, что произвольные действия проводятся под контролем сознания и требуют усилий для достижения цели. Данные усилия называют волевой регуляцией, или волей.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. К волевым процессам относятся психические процессы, связанные с осознанием целей и с затратами волевых усилий, а так же высшие психические функции такие как произвольное внимание, произвольное запоминание, логическое мышление, произвольное воображение, речь, процессы высшего уровня регуляции деятельности такие как планирование, принятие решения, исполнение, контроль, оценка.
Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Но, как показывают многочисленные исследования, начинать работу по формированию волевых качеств необходимо со старшего дошкольного возраста, так как именно в этом периоде процессы наиболее подвижны и изменчивы.
В последнее время значительно возросла тенденция возникновения у детей старшего дошкольного возраста тяжёлых речевых патологий, сопровождающихся недостатками других личностных сфер. Одним из таких нарушений является дизартрия.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Данная патология возникает на почве органического поражения центральной нервной системы, из-за чего зачастую к этому нарушению прибавляется расстройство волевой сферы.
Волевая сфера детей с дизартрией и детей с речевой нормой проходит одни и те же этапы становления. Качественно же волевое развитие детей с дизартрией значительно отличается. В основном это проявляется в непослушании, суетливости детей, отсутствии выдержки и настойчивости, снижении самоконтроля, повышенной отвлекаемости на занятиях, склонности к неусидчивости, невыполнению указаний педагогов.
В логопедии изучением волевой сферы и ее роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией занимались Волкова Г.А., Волоскова Н.Н., Лопатина Л.В., Правдина О.В., Туманова Е.А. и другие.
Все компоненты волевой сферы влияют на успешность учебной и коррекционной деятельности детей. Следовательно, исследование особенностей формирования и развития волевой сферы у старших дошкольников с дизартрией необходимо для создания более эффективной воспитывающей и обучающей среды, особенно в период обучения грамоте.
С целью изучения особенностей волевых процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией было организовано данное исследование. Оно состояло из проведения комплексной диагностики дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с целью определения уровня сформированности волевых процессов у данной категории лиц и выявления влияния полученных результатов на процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Эксперимент проводился на базе МАДОУ № 47 с 14 мая по 28 июня 2018 года. В исследование принимали участие 24 воспитанника старших групп, из них 15 мальчиков и 9 девочек, в возрасте 5-6 лет. Дети имеют следующие логопедические заключения: ОНР III уровня у ребёнка с дизартрией; ФФНР у ребёнка с дизартрией.
В соответствии с поставленной целью, нами были выделены следующие задачи:
1. Подбор диагностических методик, направленных на изучение волевых процессов, моторных функций, устной речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
2. Реализация программы исследования, а именно изучение волевых процессов, неречевых функций и произносительной стороны речи у данной категории детей.
3. Анализ результатов проведённого эксперимента.
Комплексная диагностика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией проводилась с учётом широко применяемых методик: Е. Ф. Архиповой, С.Д. Забрамной, Р.С. Немова, Н. В. Нищевой, И. Ю. Левченко, Л. В. Лопатиной, О. В. Правдиной, Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной, Н.М. Трубниковой.
Обследование проводилось в рамках следующих разделов:
1. Исследование волевых процессов.
2. Диагностика моторных функций.
3. Изучение устной речи.
Для осуществления количественного анализа нами были разработаны общие критерии оценивания выполнения предъявленных проб по пятибалльной системе с помощью цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5.
5 баллов – задание выполняется самостоятельно и правильно.
4 балла – задание выполняется с ошибками, которые исправляются ребенком самостоятельно;
3 балла – 75% задания выполняется самостоятельно, требуется минимальная помощь экспериментатора;
2 балла – 50% выполненного задания, требуется помощь со стороны экспериментатора.
1 балл – выполняется 25% задания, требуется активная помощь экспериментатора;
0 балл – отказ от выполнения заданий.
Длительность диагностических занятий, а также последовательность предъявляемых заданий варьировались индивидуально, в зависимости от психофизиологического состояния дошкольников, личностных особенностей и поведения в ситуации обследования. Учебно – методический материал был подготовлен предварительно. Большинство диагностических заданий проводилось с опорой на наглядность. Словесная инструкция предъявлялась четко и точно.
При наличии затруднений в ходе выполнения заданий, в зависимости от конкретной диагностической ситуации, применялись следующие виды помощи: привлечение внимания; стимулирование речемыслительной деятельности путём указания, советов, наводящих вопросов; повтор инструкции; предоставление вспомогательного наглядного и дидактического материала; образец выполнения.
Проведённое исследование волевых процессов, моторной сферы и произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией позволило нам сформулировать следующие выводы:
1. В большинстве случаев волевые процессы у данной категории детей недостаточно сформированы. Для детей характерна эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, рассеянность, отсутствие навыков самоконтроля, что сказывается на качестве выполнения заданий. Необходимость осуществлять определённое действие в течение длительного времени, становится препятствием на пути к достижению цели. Дети не могут проявить силу воли, упорство, целеустремлённость.
2. Имеющиеся нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, не влияют на двигательную способность органов артикуляции.
3. Нарушения мимической мускулатуры, общей, мелкой и артикуляционной моторики проявляются в неполном объёме движений, замедленной переключаемости, не всегда точных и координированных движениях, заторможенном темпе и повышенном мышечном тонусе.
4. Нарушения просодической стороны речи выражаются в укороченном ослабленном выдохе, замедленном темпе, недостаточной сформированности мелодико – интонационной выразительности речи.
5. Дефекты звукопроизношения распространяются на группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, характер нарушений различен.
6. Слухопроизносительная дифференциация звуков у испытуемых нарушена, слухоречевая память не соответствует возрасту.
7. Сложные формы звукового анализа и синтеза (количественный и последовательный анализ звуков, подбор слов, состоящих из определённого количества звуков, слогов и т.д.) вызывают наибольшие трудности у воспитанников.
8. Объём пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных ниже возрастной нормы: испытуемые затрудняются в выборе правильного сложноподчинённого предложения, в понимании падежных окончаний и числа прилагательных.
9. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ограничен: отмечаются ошибки в определении предметов некоторых тематических групп, названии признаков предметов и обиходных действий, выявлены трудности при подборе антонимов, синонимов и однокоренных слов.
10. Грамматический строй испытуемых нарушен: встречаются аграмматизмы, отмечаются трудности при выполнении заданий на составление предложений по опорным словам и по отдельным слова, расположенным в беспорядке, на образование форм родительного падежа множественного числа существительных, на преобразование единственного числа имен существительных во множественное, на образование сложных слов.
11. Уровень развития связной речи воспитанников ниже возрастной нормы, преобладают простые нераспространённые предложения, рассказ по сюжетней картине и по серии картинок не доступен.
Таким образом, результаты, полученные в ходе проведения исследования, свидетельствуют о низком уровне сформированности волевых процессов, неречевых функций и устной речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Что негативно влияет на процесс подготовки данной категории детей к обучению грамоте так, как в ходе этой работы необходима: сосредоточенность, наличие выдержки и настойчивости, сформированность навыков самоконтроля, усидчивость, умение выполнять задания в процессе монотонной деятельности, а также развитая фонетико-фонематическая система языка, лексико-грамматическая сторона и связная речь. В соответствии с вышесказанным необходимо проводить целенаправленную и систематическую коррекционно - развивающую логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Список литературы:
1. Боязитова И. В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту. – М. : АСТ, 1998. 21 с.
2. Винарская Е. Н. Дизартрия. - М. : АСТ, 2009. 141с.
3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М. : Эксмо, 2003. 512 с.
4. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. - М. : УНПЦ «Энергомаш», 1994. 128 с.
5. Киреенкова С. Л. Особенности волевой сферы у детей с дизартрией // Молодой ученый. — 2016. — №5. С. 690-692.
6. Ключникова Е. А., Чернявская Е. А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста // Методист. – 2004. – № 5. С. 57-61.
7. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб. : Питер, 2004. 480 с.
8. Левина Н. А. Система работы по эмоционально - волевому развитию: старшие и подготовительные группы. – Волгоград : Корифей, 2009. – 96 с.
9. Мещерякова Н. П., Жуковская Л. Н., Терешкова Е. Б. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. Диагностика, упражнения, занятия, игры. – М. : Учитель, 2009. 141 с.
10. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология. – М. : ВЛАДОС, 2006. 366 с.
11. Тыхтылова Е. А. Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старших дошкольников // Психология обучения. – 2009. – № 9. С. 34-43.
12. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М. : Просвещение, 1989. 223 с.
13. Чумаков М. В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. С. 169-178.
14. Шевцов А. А. Регуляторный опыт и волевое поведение // Психология и школа – 2006. – № 4. С. 118-124.