Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс

Дата публикации: 2019-09-05 12:19:23
Статью разместил(а):
Рыльщикова Жанна Александровна

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс

Involving parents in the educational process

 

Автор: Рыльщикова Жанна Александровна

МБДОУ № 5 "Калинка", пгт. Энем, Тахтамукайский район, Адыгея, Россия.

e-mail: rylshchikova_13@mail.ru

Author: Ryshchikova Janna

Kindergarten № 5 "Kalinka", Ethem, Tahtamukai district, Adygeya, Russia.

e-mail: rylshchikova_13@mail.ru

 

Аннотация: Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Abstract: The main purpose of interaction with the families of pupils is to create a single family space - kindergarten, as a child development space, in which all participants in the pedagogical process (children, parents, teachers) will be comfortable, interesting, safe, useful, safe.

Ключевые слова: семья, детский сад, взаимодействие.

Keywords: family, kindergarten, interaction.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детскими дошкольными организациями является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам, а также в нем большое внимание уделяется работе с родителями.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Сумасшедший ритм современной жизни, а также непростая экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, заставляет многих родителей ограничивать свое участие в жизни детского сада только лишь тем, что они приводят и забирают своих детей из детского сада, делают взносы в разные фонды и оплачивают дополнительные занятия и образовательные мероприятия. В результате отмечается появление серьезных проблем во взаимоотношениях между детьми и их родителями, которые оказывают негативное влияние на эмоциональное, соматическое и интеллектуальное развитие подрастающего поколения.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. 

Мы считаем, что для того чтобы привлечь внимание родителей к проблемам эмоционального благополучия, полноценного и своевременного психо-эмоционального развития и подготовки детей к школе  в детском саду необходимо использовать инновационные формы работы, призванные обеспечить максимально эффективное взаимодействие с семьями, а также формирование систем психологической, педагогической, духовной и нравственной поддержки.

Разнообразные формы взаимодействия с семьёй позволяют педагогам дошкольных учреждений обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Результатом этого взаимодействия является успешное развитие воспитанников ДОУ и реализация творческого потенциала родителей и детей.

Для того чтобы родители стали нашими активными помощниками, мы стараемся вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов:

Первый этап – приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц до прихода детей в детский сад. Где рассказываем о детском саде, показываем преимущества нашей дошкольной организации.

Второй этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем родителям о достижениях ребенка.

Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые делятся семейным опытом по воспитанию.

Четвертый этап - практические задания психолого-педагогических особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные формы и методы - это разнообразные родительские собрания, участие в конкурсах, совместные мероприятия и развлечения, спортивные праздники, игротренинги, квесты, досуговые мероприятия и многое другое.

Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение (как на территории детского сада, так и в сети интернет). Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших воспитанников.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. Жизнь складывается из мелочей, но если мы сможем организовать свою работу так, чтобы каждая мелочь складывалась в одну копилку – на выходе мы будем иметь неплохой капитал. Мы стараемся организовать свою работу так, чтобы общение в группе было как можно больше. Не забываем говорить слова благодарности родителям, которые оказали помощь группе или детскому саду.

Дети знают, что у нас самые сильные, хозяйственные папы и самые лучшие рукодельницы – мамы. А сами дети бережнее относятся к тому, что для них сделали взрослые, становятся доброжелательнее, внимательнее, проявляют любовь к близким, а взрослые, не смотря на загруженность работой и проблемами, стараются больше участвовать в жизни ребенка, а, следовательно, и детского сада. Родители видят, что каждый знак внимания к ребенку, и пример, который он подает – это самое важное, прочный фундамент, на котором будет строиться жизнь малыша.

Советы, которые помогут активизировать участие родителей:

  • Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
  • Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.
  • Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы.
  • Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание.
  • Помните! У всех людей – разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому.
  • Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
  • Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
  • Будьте терпеливыми к ним.
  • Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
  • Высказывайте свою признательность им.
  • Напоминайте детям, что вы рады любому их участию.
  • Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
  • Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
  • Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.

Не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN