Приобщение детей раннего возраста к музыкальной культуре

Дата публикации: 2019-09-05 10:30:42
Статью разместил(а):
Перевезенцева Ирина Дмитриевна

Приобщение детей раннего возраста к музыкальной культуре

Introducing young children to musical culture

 

Автор: Перевезенцева Ирина Дмитриевна

МБДОУ «Детский сад № 97», г. Дзержинск, Нижегородская область, Россия.

e-mail: irishka_52_@mail.ru

Perevezentseva Irina Dmitrievna

Kindergarten No. 97, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod Region, Russia.

e-mail: irishka_52_@mail.ru

 

Аннотация: Музыка – единственный и неповторимый путь понимания эмоционального состояния человека, его эмоций и переживаний. Она может быть инструментом познания и понимания красоты, человеческих отношений и чувств. По мнению Р.М. Чумичева музыка может уходить из сферы неизведанности в сферу чувств, в область бесплотных звуков, переносит человека туда, где царит слух, а не зрение.

Abstract: Music is the only and unique way of understanding the emotional state of a person, his emotions and experiences. It can be an instrument of knowledge and understanding of beauty, human relationships and feelings. According to R.M. Chumichev’s music can leave the sphere of unchartedness in the sphere of feelings, in the field of ethereal sounds, transfers a person to a place where hearing reigns, and not vision.

Ключевые слова: Восприятие, музыкальная культура, восприятие музыки, музыкальное восприятие.

Keywords: Perception, musical culture, perception of music, musical perception.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Вопрос развития музыкальной культуры детей раннего возраста волновал психологов и педагогов, рассматривающих данное развитие в следующих видах музыкальной деятельности детей: исполнительство, восприятие, музыкально-образовательная деятельность, творчество.

Система развития музыкальной культуры детей, которая создана современным немецким композитором Карлом Орфом, определяет ведущим видом деятельности – развитие детского творчества.

По мнению К. Орф считает, самым сильным методом воздействия на детей являются музыкально-театрализованные творческие игры, объединяющие речь ребенка, пение и игру на различных музыкальных инструментах.

На основе песен и попевок строится обучение детей пению с использованием релятивной (относительной) системы. Данная система вместо нот берет за основу пение по ручным знакам, которые обозначают не названия нот, а названия ступеней гаммы (1, 2, 3-я и т.д.). Эти знаки одинаковы в любой тональности. Слоговые названия обозначают каждую ступень: йо, ле, ми, на, со, ра, ти. Кроме этого, в системе используют слоговые обозначения длительностей звуков: ти, та.

В России Д.Б. Кабалевский построил систему музыкального воспитания взяв за основу ведущую роль восприятию музыки.

В основу системы дошкольного и музыкального воспитания легли труды В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскиной, Т.А. Вилькорейской, Е.М. Кершнер, Н.А. Метлова, А.В. Кенеман, М.А. Румер, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Б.М. Теплова и многих других педагогов и психологов.

Разработке и изучению проблем музыкального воспитания детей раннего возраста принадлежат труды Н.А. Ветлугиной: развитие творческого потенциала, развитие самостоятельной музыкальной деятельности, обучение пению. Она систематизировала и обобщила ведущие направления исследований музыкантов-педагогов, психологов, создала свою школу учеников, которые продолжили изучение различных аспектов теории и методики музыкального воспитания детей

Восприятие – это первый этап и самый активный процесс мыслительных операций, отражающийся в коре головного мозга через явления и предметы, воздействующие на анализаторы человека. Восприятие – это то, что воспринимается мозгом человека, то, что находится перед его глазами или то, что слышит его ухо.

Музыкальное восприятие – это чувственный, но и сложный процесс, наполненный внутренними глубоким переживанием, соединяющий и  сенсорные ощущения звуков музыки, и красоты ее звучания, а также предыдущий опыт и возникающие ассоциации с происходящим в данный момент действиями, развитие и наполнение музыкального образа и яркая ответная реакция на него.

Дети ни один раз должны прослушать песню, чтобы разучить её, Ребенок внимательно вслушивается в интонацию музыки, в её общее звучание, для того, чтобы исполнить свое желание – точно воспроизвести

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности в каждом возрастном периоде дошкольного возраста, так как восприятие музыки появляется тогда, когда ребенок еще даже не может включиться в другие виды музыкальной деятельности. Воспринимать и слышать музыку – это значит различать ее характерность, умение выявить развитие образа через смену интонаций, настроения.

Жизненный и музыкальный опыт изменяет восприятие ребенка. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается эмоциональностью и непроизвольным характером. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. Чем больше обогащается жизненный опыт ребенка, опыт слушания музыки, тем более восприятие музыки рождает особенные разнообразные впечатления. У взрослого музыка вызывает богатые жизненные ассоциации и чувства, а у детей восприятие значительно отличается.

По мнению Н. А. Ветлугиной развитие музыкальной восприимчивости «не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания»

Делая вывод, можно сказать, что музыкальное восприятие зависит и от уровня музыкального и от общего развития человека, от его целенаправленного воспитания.

Именно поэтому, развитие музыкальной культуры, а также музыкальное восприятие может осуществляться с помощью всех этих видов деятельности. И самое важное из них – это слушание музыки. Ребенок слушает музыку прежде, чем исполнить танец или песню, различает ее по стилю, «постигает» словарь интонаций разных эпох.

Восприятие музыки осуществляется через: слушание, пение, игру на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические произведения. Но слушание считается ведущим видом в детской музыкальной деятельности. Это первичный вид деятельности. Ведь для того, чтобы выучить ту или иную песню ее надо прослушать, а выучив, нужно выяснить выразительно ли она спета.

Чтобы ритмично двигаться под музыку, надо ее слушать, следить за тем, как она изменяется, чтобы передавать настроение и характер произведения. Слушание – важный, но не единственный процесс, ведь музыкальное восприятие ребенка не будет совершенствоваться, если оно будет основано только на слушании музыкальных произведений. Для развития музыкального восприятия нужно использовать все виды музыкального исполнительства.

Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности. В репертуар должны входить классические произведения, современная и народная музыка. Они должны быть краткими, яркими, образными и направленными на саму характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. 

Таким образом, музыкальные произведения могут различаться высокими художественными качествами: идейным содержанием, способом выражения, вызывающим сопереживание и воздействующим на внутренний мир ребенка.

Значение слушания музыкальных произведений огромно. Оно важно не только для воспитания и развития ребенка, но и для приобщения детей к музыкальной культуре. Это делает процесс слушания очень полезным и выделяет его как предмет особого внимания для педагогов.

 

Список литературы:

1. Алдашева Н.А. Сборник научных статей «Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект» // Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. – С.52-57 

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 127 с.

4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А.Г.Арушанова. – Центр «Дошк. Детство» им. А.В.Запорожца. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 270 с.

5. Баталина Е.К. Музыкальное воспитание, образование и массовая музыкальная культура / Е.К. Баталина. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. – 229 с.

6. Беляева Л.Г. Русская народная музыкальная педагогика: вопросы теории практики. Учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов и колледжей / Л.Г. Беляева, В.В. Васильева. – Мурманск: МГПИ, 2014. - 278 с.

7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2014. – 415 с.

8. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2011. – 270с.

9. Волдырева Н.Н. Музыкально-игровой материал для младших дошкольников / Н.Н. Волдырева, В.А. Николаев. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 192 с.