Развитие речевых (коммуникативных) навыков посредством игровой деятельности дошкольников

Дата публикации: 2019-09-08 14:03:28
Статью разместил(а):
Яресько Александра Андреевна

Развитие речевых (коммуникативных) навыков посредством игровой деятельности дошкольников

Development of speech (communication) skills through play activities of preschoolers

 

Автор: Яресько Александра Андреевна

МДОУ "Д/с № 19 "Улыбка", г. Южноуральск, Челябинская область, Россия.

e-mail: vladok_evdokimov@mail.ru

Yaresko Alexandra Andreevna

Kindergarten № 19 "Ulybka", Yuzhnouralsk, Chelyabinsk regio, Russia.

e-mail: vladok_evdokimov@mail.ru 

 

Аннотация: Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном и начальном школьном детстве. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Abstract: Relationships with other people originate and develop most intensively in preschool and primary school childhood. The first experience of such relationships becomes the Foundation on which the further development of the personality is built. On how the child's relationship in a group of peers, largely depends on his next path of personal and social development.

Ключевые слова: Речь, игра, коммуникативные навыки.

Keywords: Speech, game, communication skills.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, насколько важно развивать речь детей. Все мы понимаем, что уровень культуры речи ребенка во многом определяет его личную и профессиональную судьбу.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами коллектива. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин.

Все мы знаем, что основной деятельностью ребенка дошкольника является игра. В игре у ребенка  возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность.  

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным.  В то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей, продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе этих представлений развивать их речь.

Воспитатель должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их речи. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитатель должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке.

 Для организации игры следует:

1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

4. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:

Первая группа – это подвижные игры.

Вторая группа – это дидактические игры.

Третья группа – это  ролевые игры, театрализованные игры, игры драматизации.

Подвижные игры - это игры с правилами, они специально созданы взрослыми в воспитательных целях. Их основу составляют четко определенное программное содержание. Толковое, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения - уже путь к развитию их речи. 

Особое значение для развития речи имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие. Вначале, предлагая новую игру, воспитатель сам четко и выразительно прочитывает относящиеся к ней стихотворение. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры повторяются много раз. В скором времени дети запоминают текст стихотворения, что так же способствует развитию речи.

Дидактические игры, направлены на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях. Такие игры играют большую роль в развитии речи дошкольников – это пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения; развитие связной речи. Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание надо уделить словесным играм.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. (описывать предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, рассуждать.)

А так же развитию речи детей, способствует театрализованная деятельность. Кукольный театр, игры-драматизации, где дети принимают на себя роли и разыгрывают ролевые диалоги.  При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Театрализованная деятельность  оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается речь, в том числе, диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, обогащается словарный запас.  

Сюжетно-ролевые игры занимают ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Дети дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью. Содержательная и эмоциональная сторона взаимоотношений детей находит свое выражение в жестах, в мимике и в совершенствовании речи. В сюжетно - ролевой игре ребенок берет на себя роль другого (например взрослого) и имитирует его действия, проигрывает воображаемую ситуацию. В этой игре дети воспроизводят  не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни.

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому соответственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты.

Для всех выше перечисленных игр, необходима правильная организация. Речь в повседневном общении, чтение, обсуждение, это все служит первыми образцами для подражания.

Все дети без исключения любят играть, а в игре у детей активизируется речь при общении и решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Таким образом, игровая  деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника и способствует развитию его речи.

 

Список литературы:

1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002. 

2. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.

3. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.

4. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников/ С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - Москва: Издательство МГУ, 2016. - 142 c.

5. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2015. - 384 с.

6. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 2-е изд. - Екатеринбург: Деловая кн., 2014. - 175 c.

7. Недоспасова, В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст/ В.А. Недоспасова. - 3-е изд. - Москва: Росмэн, 2016. - 90 c.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 705 с.

9. Санькова, О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений/ О.А. Санькова // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 10. - С. 21-22.

10. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М.: Академия, 2014. - 151 с.